Прейскурант цен на услуги ГБУ «Редакция газеты «Наше время»
В соответствии с Уставом ГБУ «Редакция газеты «Наше время» предоставляет предприятиям, ...
2022 год объявлен Президентом РФ Годом культурного наследия и нематериальных культурных ценностей. Культурное наследие — это всё, что создано нашими предками, все материальные и нематериальные богатства — книги и обряды, костюмы и народные песни, картины и язык. Культурное наследие прошлого наш народ хранит веками.
Красота души в русском костюме
На Руси каждое село имело свой собственный традиционный костюм. В то время незнакомцев встречали «по одёжке», по которой можно было всё узнать о человеке: из какой он губернии, о его роде деятельности, социальном статусе, возрасте и семейном положении. Одежда служила как бы визитной карточкой той местности, в которой её носили, особенно отличалась праздничная или обрядовая.
Женщины деревни Гремячная (ныне село Гремячее Навлинского района) в XVI-XVII столетиях славились тем, что были искусными вышивальщицами и ткачихами, все это нашло отражение в необыкновенно ярких и красивых народных костюмах. В семье Донцовой Надежды Алексеевны до сих пор хранится женский праздничный костюм, которому более ста лет, этот костюм ей передала мама Екатерина Алексеевна Крючкова. Я попросила Надежду Алексеевну рассказать о семейной реликвии: «Женская одежда, предназначенная для праздника, имела большое число элементов. Иногда на одевание женщины тратили несколько часов и, конечно, не могли сделать этого без посторонней помощи. Основой костюма была рубаха – стан, без воротника, похожая на современную тунику. Она была щедро украшена по подолу и кумачовым рукавам красного цвета вышивкой или тканым узором. Низ рукава стягивался узким манжетом, к которому пришивалась довольно пышная оборка. Сверху рубахи женщины надевали фартук – занавеску, с таким же подолом. Поверх носили мешковатую юбку поневу – трехполку, любовно вытканную в прямоугольную клетку, окрашенную в синий, красный и желтый цвет шерстяными нитями. Кстати, надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься. Костюм подпоясывался подпояской, изготовленной из шерстяной тонкой ткани. Голову повивали головным убором, к сожалению, в нашей семье он не сохранился. Кроме вышивки женщины старались украсить свои одежды бусами и украшениями из бисера, лентами. На ноги надевали онучи — плотный кусок ткани, который обматывался до колена под обувь — вместо носков. Поверх онучей надевали лапти, обвязывая веревкой вокруг ноги. Главная особенность народной одежды в том, что нет в ней ничего лишнего, все удивительно красиво и живописно».
Мне все же удалось найти головной убор к праздничному костюму, он бережно хранится в семье Кургузовой Нины Григорьевны. Оказывается, не так- то просто его надеть. В селе уже мало женщин, которые бы быстро и, самое главное, правильно его повязали.
На сайте Навлинской библиотеки размещен видеоролик «Народный костюм села Гремячее», все желающие могут посмотреть и увидеть яркий красочный шедевр гремяченских мастериц.
Благодаря истории народного костюма, люди знакомятся с далекой жизнью своих предков, сохраняя в сердцах те крупицы мудрости, любви и добра, которые были вложены в его создание.
Е.Гузнина, библиотекарь Гремяченской библиотеки
Традиции хранить и умножать
Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь – таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – фольклорные посиделки. Хотели бы на таких посиделках побывать да своими глазами все увидеть? Тогда добро пожаловать в Соколовскую библиотеку.
Недавно на фольклорные посиделки собрались в библиотеке жители села Соколово. Библиотекарь рассказала об обычаях и традициях Брянской области. Напомнила, что наш край один из немногих уголков России, сохранивший богатейший песенный материал. Участники посиделок с удовольствием вспомнили историю народной самодеятельной фольклорной группы с. Соколово, которая была создана в 1956 году. Сначала коллектив выступал с концертами перед односельчанами, которые с восторгом принимали шуточные, забавные частушки, народные обрядовые действа: сватовство и колядки, рождественские гадания, масленичные запевки. Со временем фольклорная группа стала популярна не только в своем селе, они стали выезжать на областные и районные мероприятия, неоднократно становились лауреатами различных песенных конкурсов.
Фольклорная группа существует до сих пор. Это наша гордость и наше достояние. Они всегда выступают с задором и хорошим настроением. И в этот раз участники группы: Татьяна Силакова, Анна Артемова, Надежда Назарова, Анна Бурыкина, Лидия Демина порадовали нас своим выступлением. Прозвучали старинные песни «Шумят вербы», «Застукали чашки, тарелки», «В чистом поле» и др.
По завершении мероприятия никто не хотел уходить. Мы пили чай с пирогами, пели и вспоминали.
Еще раз убеждаюсь, что русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Л. Никишова, библиотекарь Соколовской библиотеки
Русские народные промыслы
Русские народные промыслы — особое творчество, сложившееся в городах и селах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорного сюжета. Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
В Щегловской библиотеке совместно с сельским домом культуры для учащихся старших классов проведен тематический познавательный час. С интересом слушали школьники рассказ библиотекаря о разных видах народных промыслов: о художественной росписи — хохломе, гжели, жостовских предметах, изделиях из ткани, о народных игрушках — русских матрёшках, свистульках. Эти негласные символы России очень часто покупают и увозят иностранные туристы в память о посещении нашей страны.
Художественный руководитель Щегловского СДК Н.С. Артюхова провела для школьников мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. Вместе с девочками была изготовлена главная пасхальная кукла — «Вербница», которая символизирует весеннее пробуждение природы. Надежда Степановна поведала, что лицо и руки куклы, должны быть сделаны из одного куска красной ткани. У славян красный цвет символизировал жизнь, плодородие. В руках у «Вербницы» узелок и ветка вербы. Такая кукла считалась подарком и могла заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки (обереги) готовились всегда и к другим православным праздникам.
История тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.
В. Рылова, библиотекарь Щегловской библиотеки
На снимке: фольклорная группа села Соколово
В соответствии с Уставом ГБУ «Редакция газеты «Наше время» предоставляет предприятиям, ...
По традиции Главы города Брянска совместно с Комитетом по делам молодежи, семьи, материнства и ...
На сессии Брянской областной Думы, которая состоялась 23 декабря, парламентарии поддержали ...
На очередном заседании регионального заксобрания, которое проходит сегодня, 23 декабря, ...
Накануне вечером, 22 декабря, брянская телебашня озарилась праздничной иллюминацией в честь Дня ...
В преддверии новогодних праздников Губернатор Брянской области Александр Богомаз в своём ...
В рамках ведомственной акции «Дед Мороз специального назначения» брянские росгвардейцы посетили ...