Вести из библиотек Навлинского района
2022 год объявлен Президентом РФ Годом культурного наследия и нематериальных культурных ценностей. Культурное наследие — это всё, что создано нашими предками, все материальные и нематериальные богатства — книги и обряды, костюмы и народные песни, картины и язык. Культурное наследие прошлого наш народ хранит веками.
Красота души в русском костюме
На Руси каждое село имело свой собственный традиционный костюм. В то время незнакомцев встречали «по одёжке», по которой можно было всё узнать о человеке: из какой он губернии, о его роде деятельности, социальном статусе, возрасте и семейном положении. Одежда служила как бы визитной карточкой той местности, в которой её носили, особенно отличалась праздничная или обрядовая.
Женщины деревни Гремячная (ныне село Гремячее Навлинского района) в XVI-XVII столетиях славились тем, что были искусными вышивальщицами и ткачихами, все это нашло отражение в необыкновенно ярких и красивых народных костюмах. В семье Донцовой Надежды Алексеевны до сих пор хранится женский праздничный костюм, которому более ста лет, этот костюм ей передала мама Екатерина Алексеевна Крючкова. Я попросила Надежду Алексеевну рассказать о семейной реликвии: «Женская одежда, предназначенная для праздника, имела большое число элементов. Иногда на одевание женщины тратили несколько часов и, конечно, не могли сделать этого без посторонней помощи. Основой костюма была рубаха – стан, без воротника, похожая на современную тунику. Она была щедро украшена по подолу и кумачовым рукавам красного цвета вышивкой или тканым узором. Низ рукава стягивался узким манжетом, к которому пришивалась довольно пышная оборка. Сверху рубахи женщины надевали фартук – занавеску, с таким же подолом. Поверх носили мешковатую юбку поневу – трехполку, любовно вытканную в прямоугольную клетку, окрашенную в синий, красный и желтый цвет шерстяными нитями. Кстати, надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься. Костюм подпоясывался подпояской, изготовленной из шерстяной тонкой ткани. Голову повивали головным убором, к сожалению, в нашей семье он не сохранился. Кроме вышивки женщины старались украсить свои одежды бусами и украшениями из бисера, лентами. На ноги надевали онучи — плотный кусок ткани, который обматывался до колена под обувь — вместо носков. Поверх онучей надевали лапти, обвязывая веревкой вокруг ноги. Главная особенность народной одежды в том, что нет в ней ничего лишнего, все удивительно красиво и живописно».
Мне все же удалось найти головной убор к праздничному костюму, он бережно хранится в семье Кургузовой Нины Григорьевны. Оказывается, не так- то просто его надеть. В селе уже мало женщин, которые бы быстро и, самое главное, правильно его повязали.
На сайте Навлинской библиотеки размещен видеоролик «Народный костюм села Гремячее», все желающие могут посмотреть и увидеть яркий красочный шедевр гремяченских мастериц.
Благодаря истории народного костюма, люди знакомятся с далекой жизнью своих предков, сохраняя в сердцах те крупицы мудрости, любви и добра, которые были вложены в его создание.
Е.Гузнина, библиотекарь Гремяченской библиотеки
Традиции хранить и умножать
Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь – таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – фольклорные посиделки. Хотели бы на таких посиделках побывать да своими глазами все увидеть? Тогда добро пожаловать в Соколовскую библиотеку.
Недавно на фольклорные посиделки собрались в библиотеке жители села Соколово. Библиотекарь рассказала об обычаях и традициях Брянской области. Напомнила, что наш край один из немногих уголков России, сохранивший богатейший песенный материал. Участники посиделок с удовольствием вспомнили историю народной самодеятельной фольклорной группы с. Соколово, которая была создана в 1956 году. Сначала коллектив выступал с концертами перед односельчанами, которые с восторгом принимали шуточные, забавные частушки, народные обрядовые действа: сватовство и колядки, рождественские гадания, масленичные запевки. Со временем фольклорная группа стала популярна не только в своем селе, они стали выезжать на областные и районные мероприятия, неоднократно становились лауреатами различных песенных конкурсов.
Фольклорная группа существует до сих пор. Это наша гордость и наше достояние. Они всегда выступают с задором и хорошим настроением. И в этот раз участники группы: Татьяна Силакова, Анна Артемова, Надежда Назарова, Анна Бурыкина, Лидия Демина порадовали нас своим выступлением. Прозвучали старинные песни «Шумят вербы», «Застукали чашки, тарелки», «В чистом поле» и др.
По завершении мероприятия никто не хотел уходить. Мы пили чай с пирогами, пели и вспоминали.
Еще раз убеждаюсь, что русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Л. Никишова, библиотекарь Соколовской библиотеки
Русские народные промыслы
Русские народные промыслы — особое творчество, сложившееся в городах и селах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорного сюжета. Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
В Щегловской библиотеке совместно с сельским домом культуры для учащихся старших классов проведен тематический познавательный час. С интересом слушали школьники рассказ библиотекаря о разных видах народных промыслов: о художественной росписи — хохломе, гжели, жостовских предметах, изделиях из ткани, о народных игрушках — русских матрёшках, свистульках. Эти негласные символы России очень часто покупают и увозят иностранные туристы в память о посещении нашей страны.
Художественный руководитель Щегловского СДК Н.С. Артюхова провела для школьников мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. Вместе с девочками была изготовлена главная пасхальная кукла — «Вербница», которая символизирует весеннее пробуждение природы. Надежда Степановна поведала, что лицо и руки куклы, должны быть сделаны из одного куска красной ткани. У славян красный цвет символизировал жизнь, плодородие. В руках у «Вербницы» узелок и ветка вербы. Такая кукла считалась подарком и могла заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки (обереги) готовились всегда и к другим православным праздникам.
История тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.
В. Рылова, библиотекарь Щегловской библиотеки
На снимке: фольклорная группа села Соколово