БАРС Брянск

Л.Середин: «Это наш долг перед поколением военных лет, отдавших жизни за наше будущее»

21 августа 2021

До сих пор продолжаются поиски погибших воинов, устанавливаются имена поднятых бойцов, идёт изучение военных судеб отцов, дедов, прадедов несмотря на то, что вот уже 76 лет прошло с тех военных времен. Сохранить память об участниках Великой Отечественной войны – этим заняты поисковики, помогающие установить судьбы тысяч и тысяч не вернувшихся с войны бойцов и командиров Красной Армии. Поисковое движение объединяет сотни отрядов, тысячи неравнодушных к памяти предков людей.

Поисковый отряд «Поколение» п.Навля создан по инициативе неравнодушных граждан, активистов и патриотов поселка и района. Днем его создания можно считать 1 марта 2014 года, когда было принято решение о сотрудничестве с Брянской региональной общественной организацией поискового объединения «Возрождение». В 2017 году было создано первичное отделение ДОСААФ России при ПО «Поколение» п.Навля. Членами отряда в 2019 году было принято решение о создании Брянской региональной общественной организации «Поисковый отряд «Поколение» п. Навля». Сегодня основной состав отряда насчитывает 40 человек, среди которых представители различных профессий и специальностей: работники ОАО РЖД, полиции, таможни, областного военкомата, музея и другие. Возглавил отряд в 2016 году Леонид Геннадьевич Середин, дежурный по сортировочной горке железнодорожной станции Брянск- Льговский ОАО РЖД, активист региональных отделений общественных организаций «ОНФ», «Боевое братство», и ДОСААФ России. С ним и состоялась беседа.

— Леонид Геннадьевич, что привело Вас в поисковое движение?
— Интерес к поиску появился еще в детстве. С родителями жил в частном секторе. Мы все знаем, что наш район в годы Великой Отечественной войны был оккупирован немцами, на его территории шли бои. Спустя много лет мы, мальчишки, находили в лесу патроны, разбитые каски или еще какой-либо предмет военного времени. Тогда многие даже в огороде находили патроны. Став взрослым, уже работая на железной дороге, познакомился с ребятами из брянских поисковых отрядов. Общаясь с ними, я еще больше заинтересовался их работой по поиску погибших воинов. Попросился в экспедицию, и меня с собой взяли. Позже купил первый металлоискатель и ездил на раскопки. А в 2014 году меня выбрали депутатом поселкового совета и моим долгом и обязанностью стало оказывание помощи в решении проблем жителей. Как-то на собрании в Навлинской основной школе, где учились мои дети, я узнал, что директор, Елена Николаевна Шакина, была участницей навлинского поискового отряда. Тогда было только 5 человек в отряде. Я с ними принял участие в экспедиции, позже присоединились к отряду еще два человека. Вот так и началась моя поисковая деятельность. Командиром был Пунин Александр Иванович. Спустя время меня назначили его заместителем. Когда Александр Иванович ушел из отряда, мне предложили возглавить отряд. Я согласился и стал набирать свою команду среди знакомых поисковиков. Но мы не были отдельным самостоятельным отрядом, а находились под началом более мощных брянских отрядов и нас привлекали как подсобный отряд. Такая ситуация нас больше не устраивала и пришло решение стать самостоятельными. Мы начали развиваться. Пошли результаты. Чем больше мы находили пропавших без вести, устанавливали их имена, тем крепче становилась уверенность в том, что дело это надо продолжать, это наш долг перед поколением военных лет, отдавших жизни за наше будущее.
— Иногда можно услышать, зачем тревожить бойцов и раскапывать место их упокоения?
— Многие задают такие вопросы. Но у нас на этот счет свое мнение. Это говорят тогда, когда людей не касается непосредственно, когда не их родственники числятся без вести пропавшими спустя уже не один десяток лет после трагических событий войны. После установления личности погибших, перезахоронив их, мы даем возможность родственникам приходить на могилу, почтить их память, отдать дань уважения и безмерной благодарности жить в мирное время — и это не слова, а так и есть на самом деле. И тогда имя погибшего бойца уже заносится в список и есть возможность знать, где он похоронен. И тому пример, 3 сентября мы будем открывать памятник летчикам, погибшим при выполнении боевого задания в деревне Новая жизнь нашего района. Работа длилась два года. Предвестниками такой трудоемкой работы стало обращение родственников. Это была первая наша работы по поиску именно летчиков. Помогают местные жители, но не всегда эти сведения точные. Об упавшем самолете нам рассказала девяностолетняя бабушка, которая, будучи девчонкой в военное время, стала свидетелем падения нашего сбитого самолета. Дополнительные сведения нам дал и лесник, который находил его обломки. Вот так, по крупицам, сопоставляя события и даты, а порой, прибегая и к экспертизе, устанавливаем имена погибших воинов.
— С чего начинается выбор маршрута, как строится экспедиция?
— Прежде чем определить маршрут экспедиции, расспрашиваем местное население о местах, где проходили бои в войну, работаем с архивными документами, сотрудничаем с музеем партизанской славы. Бывают ситуации, когда, выезжая на место, начинаешь вести раскопки и ничего не находишь. Потому что воспоминания жителей спустя время становятся не совсем точными. Но мы продолжаем искать дальше. В экспедицию уходим или уезжаем на несколько дней. После того, как разбили лагерь, начинаем работы. Бывает, что ведем раскопки и без обеда. Есть у нас человек, отвечающий за приготовление еды. Снаряжаем экспедицию за свои деньги, куда входит покупка снаряжения и продуктов питания, так как помощи материальной и спонсирования ни от кого нет. Первая попытка поднять бойца уже под моим руководством была удачной. Это произошло в Салтановке. К нам обратился житель села, бывший малолетний узник Иван Антонович Гуркин, который рассказал о том, что в октябре 1941 года немцы заняли село. Погибших солдат местные жители хоронили тайно. Ваня Гуркин вместе со своим другом похоронил бойца в огороде под грушей. Спустя многие годы Иван Антонович хотел, чтобы бойца перезахоронили, поэтому обратился к нам. Мы собрали экспедицию, выехали на место. Груши нет, одно поле. И только когда взяли поисковые щупы, по стуку определили это место на расстоянии 50 м от указанного ранее. Когда все получилось, я был очень горд, что справился с поставленной задачей. Прежде чем проводить экспедиции, мы получаем официальное разрешение на поисковую работу, которое выдает Министерство обороны. Ранее разрешение выдавала полиция или администрация местного поселения, где собирались производить раскопки, чтобы не возникало вопросов у местного населения. А с 2017 года это разрешение дают в Москве. Заявка подается за полгода с указанием тех мест, где будем работать.
— Нужна ли специальная подготовка для того, чтобы заниматься поиском?
— Специальная подготовка, конечно, нужна. Ведь нам приходится сталкиваться со взрывоопасными предметами. Но главное здесь, пожалуй, это психическая устойчивость. Новичку всегда даем возможность испытать свои силы. Ведь одно дело просто капать, а другое, когда человек находит останки. Это как в медицине: кто-то не выносит вид и запах крови, а другому все равно. Так и в нашей работе. Поэтому во время раскопок наблюдаем за новичками, могут ли они перенести увиденное. Бывает, что и сами ребята после двух-трех экспедиций отказываются. Мы относимся с пониманием. В поисковом деле необходимо уметь обращаться со всем оборудование: поисковый щуп, ножи, металлоискатель, а также уметь при возможности оказывать первую медицинскую помощь. Знать, как обращаться и вести себя со взрывными устройствами. Ведь часто бывает, что находим гранаты и мины. Перед каждой экспедицией участник проходит технику безопасности и расписывается в соответствующем документе. Есть еще один важный пункт — никто не должен осквернять найденные останки. Все поисковики предупреждены о том, что найденные при раскопках личные предметы, ценности бойца передаются их родственникам или перезахораниваются вместе с останками.

— Что удалось сделать за время работы поискового отряда?
— В результате постоянных поисково-разведывательных экспедиций отрядом было поднято более 50 останков солдат и офицеров РККА, 6 из них были опознаны по вкладышам медальонов. Они были перезахоронены в Навле, в сквере Комсомольцев-подпольщиков. Кроме того, отряд участвовал в восстановлении памятника у железнодорожного моста через реку Навля, реконструированы памятники партизанам в Алтухово, по обращению жителей села Вздружное реконструировали памятник и ограду зверски замученной фашистскими карателями партизанки Анастасии Козловой в урочище Халькино.
— Расскажите, какой возрастной диапазон у ваших поисковиков?
— Самый молодой у нас поисковик двадцатилетний Роман Сенченков, который пришел в отряд вслед за своим отцом. А самые старшие — это наши шестидесятилетние юбиляры Николай Селезнев и Владимир Гафыкин. Есть у нас и женщины. Их четверо: медицинский работник Наталия Политыкина из Брянска, Любовь Марченкова, Ольга Сазонова и Жанна Мартишина, которая присоединилась к нам недавно. Ее муж Василий в отряде уже давно.
— Куда отправитесь и когда?
— В планах — экспедиция в сентябре на Перекоп по поиску самолета, разбившегося в годы войны, по запросу родственников из Татарстана. 20 августа 1943 года вылетела пятерка самолетов ИЛ-2. У них был маршрут Клинское- Соколово — Клюковники. Два экипажа были сбиты зенитной артиллерией немцев у села Соколово. Один самолет, перелетев село Перекоп, взорвался в воздухе, второй самолет, пролетев дальше вдоль реки Навля, возможно, упал возле железнодорожного моста поселка Навля. На месте падения самолета летчики первоначально были похоронены местными жителями, но имена их были неизвестны. Спустя многие годы их останки перезахоронили у железнодорожного вокзала. Сегодня мы хотим определить место и номера самолета, который взорвался в небе над Перекопом. Еще одна экспедиция запланирована в Сычевку. По словам местных жителей недалеко от этих мест при выходе из окружения в 1941 году погибло много наших молодых ребят. Они и были массово захоронены местными жителями недалеко от деревни. При установлении личности погибшего бойца часто приходится сталкиваться с тем, что смертный медальон пуст или вкладыш с личными данными уничтожен временем. Хорошо, если на фляжке бойца есть сведения: из какой деревни или города, дата рождения, фамилия и имя с отчеством. Чаще находим при бойце патроны и гранаты. В отличие от наших, у немецких солдат были медальоны с личными данными. У наших такие медальоны были до 1942 года, пока не ввели солдатские книжки.
— Какая мотивация может быть у человека, который решил заниматься поисковой деятельностью?
— Сначала приходили к нам из интереса к поиску монет, некоторые были просто любителями леса, но постепенно пришло понимание, особенно, когда поднимали останки бойцов, что мы просто обязаны отдать долг памяти тем, кто воевал за наше будущее.
Члены Брянской региональной общественной организации «Поисковый отряд «Поколение» п. Навля» первичного отделения ДОСААФ России, активно занимаются просветительской деятельностью: проводят «Уроки Мужества» в общеобразовательных учреждениях района, встречи с учащимися в музее Партизанской славы, межпоселенческой библиотеке. Результат многолетней работы отряда – это десятки восстановленных имён без вести пропавших и возращение имен погибших детям, внукам и даже правнукам. Поисковики благоустраивают воинские захоронения, проводят воспитательную работу с молодёжью. За активное участие в поисковой работе отряд награжден памятными медалями «75 лет освобождения города Брянска 1943-2018» и « 30 лет поискового движения России».
Как считает руководитель отряда Леонид Середин, поисковая работа важна не только как выражение нашей памяти всем павшим за свободу и независимость Родины, но и как сказал выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». И если сегодня наша молодежь не будет знать историю своего народа, тогда у этой страны нет будущего.

Марина Пучкова
Фото автора и из архива отряда «Поколение»

Еще по теме:

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
28 декабря 2024, 10:25

Мемориальную доску открыли на здании Чичковской СОШ выпускнику Андрюшину Дмитрию Юрьевичу, погибшему в СВО

25 декабря на территории Чичковской СОШ состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски выпускнику — ефрейтору Андрюшину Дмитрию Юрьевичу, погибшему при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции на Украине.

27 декабря 2024, 14:58

Навлинская районная газета подвела итоги конкурса «Окна в мир чуда»

Завершился новогодний творческий конкурс «Окна в мир чуда». В конкурсе было представлено четыре номинации.

26 декабря 2024, 14:52

В Навле состоялось торжественное открытие районной ёлки

 26 декабря на площади Ленина в праздничной обстановке состоялось открытие районной ёлки. Работники Дома культуры организовали для детворы настоящее новогоднее веселье. Вместе с двумя озорными скоморохами малыши танцевали, пели новогодние песенки, водили хороводы и отгадывали загадки. А самую огромную радость вызвало появление Деда Мороза и Снегурочки, которые создали праздничное настроение и маленьким, и взрослым!

26 декабря 2024, 13:53

В Отделении надзорной деятельности и профилактической работы по Навлинскому району подвели итоги прошедшего года

Конец декабря — время для традиционного подведения итогов года. 2024 год оказался довольно непростым как для всей страны, так и для Навлинского района. Однако прошедший год был также и насыщенным, принес много положительных результатов и событий.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in