Свидание на перроне
Победный май ликовал. Навлинцы, дав волю чувствам, выплескивали неудержимую нежность возвращающимся с фронта. Встречали победителей на перроне железнодорожной станции.
В водовороте людского потока зарождалась новая жизнь с радостью долгожданной Победы и горечью потерь. Праздник со слезами на глазах летел над разрушенными селами, заглядывал в уцелевшие окна домов, ярко отпечатавшись в памяти людей. Бывало, вспоминала моя мама, Фомцова Юлия Дмитриевна, в девичьи Приземлина, родом она из Глинного. Её память хранила многое, и то, как спускали под откос немецкие эшелоны с техникой, расклеивали листовки, ухаживали за ранеными партизанами, в еде перебивались лебедой и крапивой, мстили за гибель комсомольцев-подпольщиков, партизанские семьи. Беда постигла и моего деда Груздова Василия Емельяновича. Не уберег он семью. Не успел. В одночасье поседел Василий в свои 27 лет. Он был пулеметчиком партизанского отряда им. Микояна, партизанской бригады «Смерть немецким оккупантам». Горела земля у немцев под ногами. Мстил жестоко. Бывало, едем с ним в электричке из Чичково в Навлю, а он рассказывает, глядя в окошко, о засадах, боях на каждой пяди земли. Василий не щадил ни сил, ни жизни. Строки о нём из боевой характеристики командира партизанского отряда Ипатова: «Участвуя в бою, в километре от деревни Синезёрки, тов. Груздов уничтожил пулемётную точку врага с расчетом и дал возможность взводу блокировать железнодорожную будку на Московско-Киевской железной дороге. В этом бою он был тяжело ранен». Василий, по словам командира, слыл дисциплинированным и смелым бойцом. Он подрывал мосты, из рейдов по тылу противника как разведчик много приносил дельных сведений.
Душа деда долго болела от пережитого в страшной войне. Вернула его к жизни моя бабушка Зинаида Дорофеевна. Василий Емельянович Груздов за мужество и отвагу награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «Партизан Отечественной войны» I степени.
Горе, порой, клонило к земле, но сила духа поднимала людей в бой вновь и вновь. И вот она, Победа! Окрыленные свободой, навлинцы готовы были обнять весь мир. А он дарил им счастливые минуты встреч. И то нечаянное, назначенное временем, свидание для Юлии.
…Вечерело. Вдалеке долго, пронзительно гудел паровоз, словно просил девушек, ждущих с фронта женихов, не уходить. Наконец, поезд затормозил. Из вагона вышел лейтенант. Молодой, красивый. Улыбнувшись, протянул руку Юлии и отчеканил: «Григорий». В тот момент, продолжая знакомиться, готов был расцеловать красавиц, впоследствии признавался он. А Юлия, увидев улыбку лейтенанта, влюбилась в него навсегда. Девичья встреча была ему наградой. И он подумывал: «Не остаться ли?». Встретившись взглядами, находчивая Юлия пригласила в гости домой. Никто не ожидал такого поворота, считай, развязка не успевшего закончиться свидания.
Мама её, Зинаида Дорофеевна, встретила боевого офицера и девчат с радушием. Она расстелила белоснежную скатерть, связанную ею. Это был знак большого уважения и любви к гостям. Окруженный женским теплом Григорий и Юлия с этого дня не расставались. Тогда он не доехал до родной Евдокимовки, что в Комаричском районе, откуда был призван в ряды Красной Армии на Тихоокеанский флот, г.Владивосток. Начало службы предвещало дальние плавания. Война перечеркнула мечты. Сороковые — роковые позвали защищать Отечество. Григорий с честью выполнил воинский долг. Он командовал стрелковым взводом на 2-ом Белорусском фронте. Ходил в атаки, не щадя себя. Был тяжело ранен. Лечился в медсанбате. Справился и снова вернулся на передовую. Войну закончил лейтенантом. Победу встретил в Германии. Он награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За победу над Германией».
Я горжусь папой, а его мужество, благородство и честь служат примером для моих детей и внуков. Когда бываю на кладбище (похоронен в Приволье), мысленно разговариваю с ним. О розах, которые он любил, о посаженном с мамой яблоневом саде, о построенном им доме, который я не уберегла. Отец любил деревню, сам был родом из крестьян, и мне его любовь передалась. Земляки помнят его доброту. Недавно переехала в Навлю на улицу Генерала Петренко Василия Алексеевича, начальника штаба 169-й стрелковой дивизии, освободившей Навлю в 1943 году. Рядом улица Красных партизан и в честь моего деда Василия. В центре Навли — улица Героя Советского Союза Емлютина Дмитрия Васильевича. Школа №2 названа в честь комсомолки-подпольщицы Тамары Степановой, а парк культуры и отдыха – именем Михаила Князева, тоже подпольщика. У каждого перекрёстка своя история войны и каждого кто-то помнит, вместе с ним и мы. Всякий раз, садясь в электричку, ищу на перроне место встречи моих родителей. Выстраивается мамин рассказ о любви с первого взгляда, шумная привокзальная площадь, силуэты Григория и Юлии. Смахиваю слезинки. В День Победы, в память о родителях, приду сюда с красными гвоздиками. Разбросаю цветы по перрону, и заалеют они, словно капельки крови, пролитые за Великую Победу.
Валентина ИВАНОВА