История одной судьбы
Анна Стефановна Сорокина прожила трудную, полную лишений жизнь. Но главная ее отличительная черта, которая сопровождает ее в течение всей жизни – это огромный позитив и улыбка на устах, несмотря на физическую боль, которая беспокоит ее уже не первый год. Скоро она отметит свой девяностолетний юбилей. Отсюда ее долголетие – именно в гармонии с собой и окружающим миром.
Анна Стефановна родилась 4 августа 1929 года в селе Салтановка Навлинского района Орловской губернии в многодетной семье, кроме нее было еще пятеро детей. Мать с отцом постоянно находились на работе в колхозе, на руках у Нюры (так ее звали близкие) оставались двое младших детей: Тоня и Ленчик. Она полностью несла за них ответственность, да и домашнее хозяйство было на их с братом Иваном плечах.
Детство закончилось в одночасье. Мирная, спокойная жизнь страны была прервана начавшейся войной. Теперь все было подчинено самому главному – спасению своего Отечества. Фронт уже приближался, часто был слышен далекий гул артиллерийской канонады. Отца забрали на фронт, хотя он был уже не молод, но все равно попал под вторую волну мобилизации. Анна Стефановна до сих пор хранит документ – дубликат, датированный 1946 годом, где сказано, что отец пропал без вести.
Вскоре началась эвакуация населения. В Навле погрузили всех людей в товарные вагоны и отправили в Курск, оттуда в курские деревни. Шли долго пешком, ехали на подводах, голодные дети плакали. Селили в семьи, где у самих жильцов было «семеро по лавкам», но никто не роптал. Все понимали и делились последним куском хлеба.
Брянщина осенью 1943 года была освобождена от фашистов. Все вернулись в родную Салтановку и не узнали ее — торчали одни трубы от печей. Она была сожжена дотла. Стали жить в погребах и оставленных немцами блиндажах и землянках, строили наспех новые. Но все были счастливы, что немцев наконец-таки «погнали».
Жизнь стала налаживаться. В колхозе работали с утра до ночи, не покладая рук. Но судьба вновь посылает испытания. Мать после войны едва не посадили в тюрьму за сноп гороховой соломы, которую принесла Нюра на корм корове. Скирду соломы зимой забрали колхозному скоту, а замерзшие края остались. Вот Нюра и сделала из этих оледеневших крыг небольшую вязаночку. Местное начальство обвинило в воровстве 9 пудов гороха. Мать взяла вину на себя, чтобы спасти дочь.
— Вот какие суровые годы были,- вздыхает Анна Стефановна. — А соседку Дарью Федоровну Матюшкину все- таки посадили за «колоски», которые она несла в кармане голодным детям. Не знаю, каким образом матери удалось избежать наказания.
За поисками лучшей жизни поехала Анна Стефановна в Краснодарский край к своему дяде. Но не смогла остаться там надолго. Тянуло на родину к матери, которая к тому времени осталась одна. Все дети уже покинули отчий дом. Вернулась опять в Салтановку, хотя на руках уже был паспорт (очень большая редкость на тот момент в деревнях), и навсегда поселилась в родном селе. Благо, работа нашлась в местной больнице санитаркой. На долгие годы Нюра осталась наедине со своими больными. Любили они свою санитарочку за ее веселый нрав, за доброту, за вечную улыбку, не сходившую с ее лица. И парня встретила под стать себе, веселого, с копной черных, курчавых волос. Сергей тоже рос без отца, семья была очень бедной. Поэтому добро пришлось наживать тяжелым совместным трудом. Сергей работал в колхозе трактористом. Это была очень почетная профессия на селе. Себе можно подвезти в первую очередь и дрова для отопления, да и сена с соломой. Тракторист на селе — первый парень по тем временам.
Построили дом новый, пятистенок, родили двух деток: сына Николая и дочку Любочку. Хорошие детки получились. Дочь похожа была на папу, а сынок — на маму.
Не заметили, как жизнь пролетела: в делах и заботах. На работе Анна Стефановна пользовалась авторитетом, получала многочисленные грамоты и награды. Вышла на пенсию, и еще долгие годы держали с мужем хозяйство. Дочка Люба сначала уехала в Прибалтику, потом перебралась в Санкт-Петербург. Сын Николай последнее время жил с родителями. В 1995 году муж Сергей тяжело заболел, сначала ампутировали одну ногу, затем вторую. Вот тут-то и пригодились навыки санитарки и сиделки. Анна Стефановна самоотверженно ухаживала за своим мужем. В 1998 году она овдовела. Но беда не приходит одна, нет ничего страшнее пережить смерть собственных детей. В 2005 году из жизни ушел сын Николай. Ему было всего 45 лет.
Анна Стефановна нашла в себе силы жить дальше. Сейчас она является старожилом своего села. Иногда она и посетует на то, что все друзья и подруги, да и близкие умерли уже давно, а она все живет.
Господь ей даровал долгую жизнь за ее жизнелюбие, любовь к людям, неиссякаемый позитив и светлую энергетику.
Анна Стефановна! Живите долго и счастливо в гармонии с окружающим миром.
Любовь Белова, учитель Салтановской средней школы
На фото: Анна Стефановна Сорокина в кругу семьи