Учитель биологии из Навлинского района Анна Голосевич: «Я заряжаюсь от детей позитивом!»
Учитель биологии Клюковенской школы Анна Анатольевна Голосевич рассказала, что ее всегда привлекало все, что связано с природой, животными и растениями. Отметим, что она проработала в школе уже более 20 лет. И ее цель — приобщить детей к биологии, чтобы они по возможности увлеклись ею так же, как и она сама.+
— Родом я из Чичково, где окончила восьмилетнюю школу. Изначально меня привлекала медицина, но также меня интересовало всё, что связано с природой, животными и растениями. В роду биологов не было. Любовь к природе, биологии как науке сформировалась благодаря моему классному руководителю Тамаре Ивановне Матюшкиной. Она занималась разведением цветов как комнатных, так и на школьном приусадебном участке. И именно она меня «подсадила» на эту цветочную волну и любовь к растениям. В школьные годы у меня даже дома на участке была своя клумба, на которой я сажала все, что только можно. И руководствуясь этим, я поступила в Кокино на факультет среднего сельскохозяйственного образования Брянского аграрного университета на специальность «агрономия». Мне очень нравилось учиться и окончила техникум с красным дипломом. После учебы надо было устраиваться на работу и мой классный руководитель звала меня в родную школу. Тамара Ивановна неоднократно говорила мне, чтобы я пошла в пединститут и стала учителем. Но я категорически отказывалась, думала что это не мое точно. Но все получилось с точностью до наоборот…
По специальности я проработала короткое время в совхозе «Клюковенский», на тот момент мы уже переехали в Клюковники. Но не сложилось и я решила получить высшее образование в сельскохозяйственной академии там же, в Кокино. После года обучения перевелась на заочное, чтобы была возможность работать. Так сложились обстоятельства, что я вернулась в свою родную школу в Чичково в качестве вожатой и учителя технологии. Все педагоги помогали мне осваивать профессию, за что я им очень благодарна. И здесь же, чуть позже, я вела небольшое количество часов по биологии. А после декрета уже вышла на работу в Клюковенскую школу, чтобы быть ближе к дому. Работала на школьном приусадебном участке, была его заведующей и воплощала в жизнь свои аграрные навыки и также вела уроки технологии. Но руководство школы сказало, что нужно снова опять учиться дальше, чтобы получить педагогическую специальность. И в 30 лет я поступила заочно на ЕГФ Брянского педагогического университета. И стала преподавать биологию, позже химию и обществознание в Клюковенской школе и по сей день это делаю.
Биология — это наука о жизни. Без изучения биосферы, частью которой является человек, трудно выжить, даже в столь технически развитом мире, какой есть сейчас. Сфера применения биологических знаний обширна. Это и наука, и медицина, и бизнес, и даже быт. На уроках биологии использую ИКТ–технологии, элементы проблемного обучения, системно-деятельностный подход, методики с использованием наглядного материала — презентации, видеофильмы. Конечно же, дети очень любят практические занятия, а именно работу с микроскопами. Мне очень нравится работать с молодым поколением, ведь ты можешь на него повлиять. Преподавая, ты понимаешь, насколько это важно и от тебя многое зависит. Даешь знания, что-то новое и на базе этих данных дети выбирают профессию, а в дальнейшем строят карьеру. И ты отчетливо понимаешь — твой труд ненапрасен. Нравится видеть результат того, чему научила в заинтересованных глазах детей, в их поступках, знаниях, в их победах в олимпиадах, хорошо сданных экзаменах и в правильном отношении к тому, что даёт биология. Ведь в нашем современном мире без образования — ну совсем никак. И об этом мы часто говорим с учениками. Многие надеются на свою физическую силу, но это же ненадолго. Может случиться травма, да даже возникнут проблемы со спиной и все — у тебя уже нет работы. Мы вообще с ребятами много общаемся на разные темы. У меня к ним демократический подход, с ними складываются скорее дружеские отношения, а не авторитарные. Стараюсь с учениками общаться как со взрослыми людьми – на равных и с представлением о том, что у ребёнка есть свои мысли и идеи, которые необходимо выслушать, и от него не отмахиваться. Надеюсь, что мне это удаётся. И в тоже время мне с ними интересно и учимся мы друг у друга. Как у каждого человека у меня бывает не очень хорошее настроение, а приходишь в класс — и все становится нормально. Я вижу детей, какие они молодые, энергичные и сама заряжаюсь от них позитивом.
Я вообще стараюсь на жизнь смотреть с оптимизмом. Все мы иногда сталкиваемся с трудностями и кажется, что все, выхода нет из сложившейся ситуации. Но есть такое выражение «Делай что должен и будь что будет». И я всегда им руководствуюсь, и мне это помогает не впасть в депрессию и отвлекает от плохих мыслей. И тут как раз биологические знания как никогда уместны. Ведь одно из свойств всего живого – это движение. Как только ты перестал двигаться и прекратился обмен энергией с окружающей средой, все, ты постепенно умираешь. Поэтому нужно стремиться быть всегда занятым, что-то делать, и тогда мысли станут светлее, дела будут решаться и все будет хорошо.
Ирина БУРЦЕВА