О работе в современной школе навлинцам рассказала учитель начальных классов Бяковской школы Алла Савина
Профессия учителя всегда была уважаема и почитаема, такой она остаётся и сегодня. В таком важном деле, как воспитание молодёжи, всегда требуются профессионализм, чуткость и полная самоотдача. В Бяковской основной школе уже 33-й год трудится Алла Васильевна Савина – преподаватель начальных классов. В нашей беседе она рассказала о себе, о современных детях и их родителях, бумажной работе и особенностях школьной программы.
— Алла Васильевна, расскажите немного о себе?
— Родилась я на Украине, в Черниговской области, а закончила Новозыбковское педагогическое училище. Мы жили практически на границе, и нам было удобно ездить учиться в близлежащие учебные заведения, в тот же Стародуб, Новозыбков. Брат мой также учился на учителя физической культуры в Трубческом педагогическом училище. А после учебы по распределению попала в Навлинский район. И с того времени я работаю в Бяковской школе учителем начальных классов, и в этом году уже будет 33 года как я посвящаю себя деткам. Да, да, в одной школе, на одном месте уже столько лет.
— Почему Вы решили быть именно учителем начальных классов?
– Я с детства любила маленьких детей, хотя в семье была самой младшей. Всегда могла их успокоить, найти подход даже в том возрасте. Может уже тогда было ясно, что это и есть мое предназначение – стать учителем. За 33 года преподавания я выпустила уже одиннадцать четвёртых классов. И в этом учебном году приняла к себе новых первоклашек. Для меня это двенадцатый первый класс! Наша Бяковская школа малокомплектная, поэтому веду на одном уроке сразу два класса: первый и четвертый. То есть прошло 5 уроков, но я выдала детям 10 тем. Конечно, есть свои нюансы в виде речевой помехи и подготовки сразу к двум классам, но ничего — справляемся. Когда тебе нравится то, чем ты занимаешься, то это не в тягость. Ты получаешь удовлетворение от своей работы и это самое главное.
— Сложно ли работать с детьми? Ученики бывают разные и не все быстро идут на контакт.
— Я думаю, что с опытом уже не так сложно. Да, конечно, бывают трудные моменты, неординарные, но уже в голове ищешь правильное решение и подход — столько за годы разработано приемов и методов. Дети были разные: и с ОВЗ, с проблемами по слуху, те, кто находился на домашнем обучении. А к таким деткам должен быть особый подход. Вообще работа с детьми предполагает огромную ответственность, ведь мы имеем дело с маленькими людьми, и главное – не разрушить их хрупкий мир. В моей работе очень важно наладить контакт с учениками, вызвать у них доверие, стать другом. Главное орудие педагога – контакт, основанный на внимании и любви к ребёнку!
— Как Вы считаете, что в первую очередь должен получить ребёнок от начальной школы?
– Основная задача начальной школы, на мой взгляд, – это научить учиться, заложить фундамент. Чтобы ребёнок был готов для следующей ступени образования, он должен научиться работать с материалом, ставить перед собой задачи, находить способы их решения. А первый класс вообще сложный этап в жизни маленького человека. И моя задача как учителя помочь деткам вырасти добрыми, дружными и порядочными людьми. Они же совсем еще маленькие – кто мамой меня называет, кто на коленки сядет. Могут сказать какое у меня платье красивое, спросить, есть ли у меня котенок дома. И взахлеб, перебивая друг друга, о себе также все расскажут. Они такие непосредственные!
— А помните ли Вы своего первого учителя? Перенимали ли его опыт?
— Конечно! Так сложилось, что моим первым учителем был двоюродный дедушка – Петр Дмитриевич Бородуля. В то время было редкостью, чтобы учителем начальных классов являлся мужчина. А сейчас, наверное, это еще более удивительно. Петр Дмитриевич был очень добрый, но справедливый. И для меня он являлся действительно примером, каким должен быть учитель. А моими наставниками в 1990 году, когда я пришла работать в Бяковскую школу, стали ее директор Владимир Георгиевич Иванин, завуч Галина Тимофеевна Аксенова и учителя начальных классов. И мое становление, как педагога, проходило под их началом.
Я на всю жизнь запомнила выражение моего первого учителя Петра Дмитриевича. Когда он объяснял правило, давал важную информацию, то начинал со слов: «Дети, я сейчас вам расскажу по секрету, об этом никто не знает…». И мы сидели с открытым ртом и с интересом слушали, ведь нам доверили какую-то тайну. Этот прием – заинтересовать ребят, я использую и в своей работе. Детям очень интересно все тайное и то, что с ними взрослый делится так называемыми секретами.
— Какие личностные качества и навыки педагога Вы считаете основополагающими?
— Педагог не только должен обладать знаниями, но и иметь любовь к детям. Можно быть очень умным и грамотным учителем, но если нет любви к детям, то в школу лучше не идти. Обязательно надо уметь слушать и слышать, понимать ребёнка, не ломать его, а находить к нему подход. У них у каждого свой характер, харизма. И мы, учителя, должны это увидеть и раскрыть. Быть человеком в первую очередь, несмотря ни на что. И, конечно, доброта и еще раз доброта…
— Как Вы действуете, если ученик совсем не слушается?
— Вы знаете, а такие шустрые дети запоминаются больше, чем отличники и хорошисты. И они становятся хорошими людьми несмотря на то, что в школе у них «хромали» учеба и поведение. Такие детки, наверное, лучше приспособлены к жизни. Но это, конечно, не правило, но такое часто случается. И к таким непослушным детям стараюсь подходить больше даже с юмором. А самое главное — их надо хвалить за любую мелочь. У них сразу крылья появляются, они начинают стремиться. До всех детей можно достучаться, надо только знать как.
— Как у Вас выстраиваются отношения с родителями учеников?
— На родительских собраниях стараюсь, чтобы не было слишком официальной обстановки. Мы даже пьем чай, когда собираются родители. Конечно, есть и индивидуальное общение, если возникают серьезные проблемы. Родители также становятся моими детьми. Сплотить эти два коллектива – детей и родителей – и является задачей учителя начальных классов. Без участия родителей нам, учителям, не справиться. Стараюсь расшевелить пап и мам, чтобы они проявляли активность. И в ходе беседы оказывается, что кто-то хорошо готовит, кто-то рисует или занимается каким-либо творчеством. Стоит учитывать, что у нас многонациональные классы: русские, дагестанцы, армяне и ко всем надо найти свой, особенный подход. Когда я впервые пришла в школу мне было 19 лет, а сейчас я отучила уже детей своих первых учеников. Вот такая преемственность поколений у нас в школе сложилась.
— Хотелось бы что-то изменить в нынешней системе преподавания?
— Многие ругают современную систему образования. А я не считаю, что сейчас все так плохо. С приходом в нашу жизнь интернета стало намного больше возможностей как у детей, так и у педагогов. Мы стали обладать большей информацией, чем раньше. Да и оснащение школ стало современнее и более комфортным. Мы работаем и с компьютерами, используем различные мультимедийные технологии. Не надо оглядываться назад, надо смотреть в будущее и развиваться. Единственное — это то, что у нас, у педагогов, много бумажной работы. Вот у меня огромная папка «Семейное образование». Она заведена только на одну семью, в которой хранятся разработки, рекомендации и вся документация. Такое образование для нас нововведение. Это когда детей обучают сами родители, а к нам они приходят, чтобы пройти аттестацию и на консультации. И мы не боимся нового, да, приходится перелопатить огромное количество информации, законов, приказов. Но надо быть на уровне и идти в ногу со временем.
— Как отвлекаетесь от насыщенного рабочего дня?
— Очень люблю цветы, я их развожу, сажаю, ухаживаю. Меня больше всего любят орхидеи, поэтому у меня они ведутся и цветут постоянно. А в палисаднике – розы, лилии. Люблю готовить, особенно блинчики с творогом, которые ценят мои домочадцы и коллеги.
— Ваше жизненное кредо?
— Я живу по жизни с юмором и, наверное, для меня это главное в человеке, в любой ситуации. Через него можно решить, мне кажется, любые вопросы и найти подход к людям, а главное — к детям.
Ирина БУРЦЕВА, фото автора