Учитель начальных классов Навлинской средней школы №1 И.А. Фролова: «Каждый ребёнок – уникальная личность…»
В объявленный Год педагога и наставника мы продолжаем рассказывать о наших навлинцах, посвятивших этой уникальной профессии большую часть своей жизни, о тех, кто в ней состоялся, кто остался ей преданным, несмотря на все перипетии жизни.
Ирина Александровна Фролова, учитель начальных классов, педагог-психолог Навлинской средней школы №1 имени М.Горького. Достаточно посмотреть, как именно она рассказывает детям очередную тему, увидеть на переменах ее в окружении не только своих сегодняшних второклассников, но и забегающих, хотя бы на минутку, к своей любимой первой учительнице уже ставшими пятиклашками, шестиклассниками и старше ее учеников, чтобы понять пусть и банальную, но важную истину: она просто не представляет себя вне школы и в отрыве от детей. Ирина Александровна бесконечно любит свою профессию.
— Ирина Александровна, профессия «учитель» – это призвание или выбор?
— Я счастлива тем, что в моей жизни эти две ипостаси совпали. С самого детства мне знакома профессия учителя — моя бабушка Евгения Ананьевна Чунарева была учителем биологии и химии, как и моя мама Валентина Ивановна Шишкина. Моя первая учительница Раиса Ивановна Токарева запомнилась мне как очень добрый, позитивный человек. Она многому научила нас и в учебном, и в человеческом плане. В школе я была ответственной ученицей, училась на 4 и 5, очень любила читать. Помню уроки литературы Анны Феодосьевны Харланчук, биологии — Ирины Анатольевны Колесниковой, физики — Светланы Ивановны Машиной. У нас были замечательные учителя, с которых мы старались брать пример. Я видела, что профессия учителя очень нелегка, но все равно выбор был сделан в ее пользу.
В профессии я работаю уже достаточно давно: начинала работу педагогом-психологом в Навлинской основной школе, а затем после декретного отпуска продолжила работу в своей родной школе №1, где училась сама, работала моя мама и учились мои дети.10 лет я работала педагогом-психологом, а затем стала учителем начальных классов. Сейчас у меня 2-й класс, это уже мой четвертый выпуск. Очень приятно, что ребята, которые уже окончили школу, не забывают, приходят в гости в школу, делятся своими успехами.
— Почему именно учитель начальных классов?
— Мне очень нравится работать с маленькими детьми. Нравится приходить к своим ученикам, общаться с ними, делиться знаниями и умениями, открывать для них что-то новое, видеть глубокое в простом, замечать удивительное в скучном. Ведь большую часть времени дети проводят в школе. Все это время самым близким человеком для них является учитель начальных классов, их классный руководитель. И мне хочется, чтобы мир, который окружает моих ребят, стал интереснее и добрее! На мой взгляд, намного важнее не навредить, подарить надежду и помочь поверить в свои силы, тем более, в отношении маленького человека. За время работы в школе я поняла, что мало просто рассказать предмет, мало даже заставить его выучить, куда важнее — постараться понять…
— Ваши достижения и успехи?
— За время работы получила несколько областных и районных наград и грамот. В 2006 году я участвовала в областном конкурсе «Психолог года» и по итогам конкурса вошла в тройку лидеров. Очень радуюсь за своих учеников, их успехам, когда они занимают призовые места в научно-практических конференциях, олимпиадах.
— Работа с детьми – нелёгкий труд, ведь каждый ребёнок – уникальная личность. Как Вам удаётся налаживать контакт с учениками, родителями?
— Конечно, знание психологии детей очень помогает в моей работе учителя, в том числе и налаживать контакт с учениками и родителями. Я считаю, что каждый ребенок по- своему талантлив и уникален. Учу ребят самоуважению, честности, уважению к другим. Нельзя судить ребенка только по его школьным достижениям, обязательно в каждом найдется своя изюминка, которая позволит ему почувствовать себя успешным. У кого-то не получается решать математические примеры, но при этом он замечательно рисует, поет или быстро бегает. Важно замечать и поощрять сильные стороны ребенка, давая при этом необходимый для современного человека запас знаний.
У нас в школе подобрался замечательный коллектив. Когда возникает какая-то трудность или проблема, всегда стараемся решить ее вместе, помогать друг другу в любых ситуациях. Это очень важно – чувствовать поддержку своих коллег.
Очень большую роль играет и сотрудничество с родителями. Когда родители и учитель вместе, всегда есть успех и результат. Я хочу сказать большое спасибо всем родителям ребят, которые учились у меня. Мы всегда были вместе и заодно, я чувствовала поддержку и помощь. Сейчас у меня тоже замечательные родители моих второклашек, мои большие помощники во всех начинаниях.
— Из чего состоит Ваш рабочий день и чем любите заниматься вне работы?
— Мой рабочий день начинается рано утром и заканчивается вечером за компьютером. Хочется подготовить интересный материал для уроков, проверить все тетради, заполнить отчеты и т.д. Свои дети уже выросли, компьютер теперь свободен. Раньше они спрашивали: «Мама, ты уже сделала уроки? Теперь наша очередь». В свободное время я люблю читать, слушать музыку, путешествовать, узнавать новые места, летом вместе с мужем занимаюсь садом и огородом.
— Как Вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?
— Я считаю, что профессия учителя будет востребована всегда, пока будут дети. Живое общение с учителем полностью не заменят никакие онлайн-мероприятия, цифровые технологии. Самым ценным оставалось и все более ценным становится сегодня живое общение человека с человеком, позволяющее чувствовать его энергетику, видеть заинтересованные глаза, замечать меняющиеся интонации – и это тоже счастье.
Беседовала Марина ПУЧКОВА