Наше интервью с навлинским художником Николаем Борисенко
Разговор с художником Николаем Алексеевичем Борисенко состоялся после открытия в нашем поселке выставки брянских художников. А буквально за три дня до этого события он вернулся с Белгородского международного славянского пленэра, который проходил в Ивнянском районе Белгородщины. 12 художников-пленэристов из Твери, Брянска, Тамбова, Луганска, Сербии, Белгорода и других городов отправились на ивнянскую землю, чтобы насладиться красивыми пейзажами и плодотворно поработать, и пообщаться. Итогом работы стала выставка произведений всех участников, выполненных в различных техниках письма.
Николай Борисенко — художник-живописец, работает в жанре пейзажа. Много и подолгу работает с натуры в простых пейзажах нашей средней полосы России, приверженец московской школы, член Союза художников России. На его холстах мы узнаем улицы, храмы Брянска и родного поселка, пейзажные виды берегов Десны, Навли, натюрморты и многое другое. На выставке были представлены, к сожалению, только пять работ, а чтобы получить более полное представление о творчестве своего земляка, было решено продолжить разговор в его мастерской в Брянской организации ВТОО «Союз художников России». В настоящее время в состав объединения входят 68 профессиональных художников. Среди них — живописцы, графики, скульпторы, искусствоведы, прикладники. В небольшой мастерской на втором этаже, в самом центре расположено рабочее место мастера: станок для крепления холста, огромный набор кистей и красок, а по всему периметру, на стенах, стеллажах, полках его картины, картины, картины… В коллекции у Николая Алексеевича более 200 полотен, выполненных акриловыми и масляными красками.
— Николай Алексеевич, среди Ваших работ очень много пейзажей и натюрмортов. Портреты не пишете совсем?
— Да, в основном представлены пейзажи. То, что волнует, то и пишу. Всё беру из жизни. Первые портреты писал в студенчестве, но к портрету обращаюсь редко. Пишу знакомые места родной Брянщины и полюбившегося мне Сахалина. Для меня не столько важно, чтобы было узнаваемо, сколько то, чтобы за душу брало… Чтобы жизненная жилочка зацепилась. Чтобы волновало, иначе нет смысла, нет радости жизни. Сейчас недавно проходил пленэр в Липецке. С каждым пленэром приходит новое познание жизни. Ведь что такое пленэр? Это практика на природе. Это еще и общение, это возможность показать тот край, где ты живешь, работаешь.
Для нас, художников, главная задача — показать культуру свою. Сегодня страшнейший дефицит живого общения. А пленэры дают такую возможность. Ведь после проходит сама выставка наших работ, идет обсуждение и прочее. Таким образом художники доносят свое искусство людям, передают свое видение жизни. Были в Ельце, Великом Устюге, который просто город-сказка. В округе здесь столько церквей и храмов 48! И конечно, мой любимый Сахалин, где я провел 15 лет жизни, свое детство и юность. У меня сформировался свой образ этого края, причем спустя годы.
Пишу, когда пришло вдохновение, появился какой-то образ. Тогда уезжаю в свою мастерскую в Брянск дней на пять. И тогда погружаюсь в работу полностью. Утром проснулся — перед глазами холст, ложусь спать — холст. На этот промежуток времени для меня все вокруг словно замирает и ничего не интересует: ни телевидение, ни интернет, даже мои кошки и коты — домашний быт иногда отвлекает от написания того или иного сюжета. Ничего… Только мой образ.
— Что важнее всего уловить в натуре?
— Вытащить то, ради чего ты её пишешь.
— Ваш почерк художника менялся со временем?
— Конечно. Это всегда был поиск передать образ так, как я его видел и чувствовал на данный момент или период. И не имеет значение как – акрилом, маслом, в карандаше. Если проще, то это так — хочешь изобразить березку на Сахалине, так создай так, чтобы был передан образ Сахалина. Вот это главное для меня, как для художника.
— Вы критично к себе относитесь?
— Да. Когда удается выполнить задуманное, тогда радость неописуемая. Сегодня мастерства уже хватает, но вот внутреннее состояние и ощущение может не давать покоя долго. Порой бывает, сразу и не поймешь, что тебе не хватает до завершения образа. Технически все выполнено, а точка не поставлена. Чаще прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Бывает, смотришь на картины, вроде бы мастер все отрисовал хорошо, но все это как-то постно, нет той радости жизни, ради которой и надо творить для людей. Картина должна быть живой. И это главная моя задача в творчестве. Любое мнение мне интересно выслушать.
У любого пути всегда есть начало, своего рода отправная точка. И начало творческого пути есть и у Николая Алексеевича. Он сам родом из села Соколово, по его рассказам, когда ему было пять лет, с семьей уехали на Сахалин. После школы призвали в армию. Служил во Владивостоке на флоте. Сначала на флот призывали на 4,5 года, но потом, в 1968 году, срок службы был изменен до 3 лет. Служба проходила на Русском острове. В семье пятеро детей и ни у кого не было способностей к рисованию, хотя по линии отца были и художники, и фотографы.
Однажды произошел случай на Сахалине. Было ему лет 9-10. Выйдя на улицу, видит — сидит старичок, небольшого росточка, с маленькой заостренной бородкой. Перед ним холст и он рисует их дом.
— Я подошел ближе, — вспоминает Алексей Николаевич, — смотрю и не могу никак взять в толк, как же так у него получается, что из-под его кисти вырисовывается дом, как две капли похожий на наш. Стал присматриваться и мне так захотелось повторить то же самое… К тому времени я уже был записан в кружок рисования в доме пионеров. И вот я пришел, взял краски и попытался нарисовать наш дом. Но как было знать мальчишке, что перед работой надо грунтовать холст, его готовить к предстоящей работе на нем. И, конечно же, у меня ничего не получилось. И с этого момента я начал познавать весь процесс рисования. Начинается все с подготовки холста, который натягивается на подрамник, затем его проклеиваю желатином несколько раз, потом грунтую. Состав смеси готовится в определенных пропорциях. Степень готовности холста к дальнейшей работе проверяется капелькой растворителя (если не расплывается, можно приступать). Это очень важно. Если холст плохо подготовлен, краски проваливаются, теряется выразительность и т.д.
И до сих пор, если что-то не получается, задаю вопрос «Почему?» и ищу на него ответ. Родители моему увлечению и занятиям рисования особого внимания не придавали. Для них это было обычным занятием, как и у всех детей: кто-то играет на инструменте, кто-то в лапту или в футбол, занимается моделированием и так далее. Моим первым наставником был Григорий Сигидин. Я его никогда не забуду. И я впитывал каждое мгновение, наблюдая все этапы создания картины. После школы я поступил в Тольяттинское художественное училище. Во время учебы ездили на выставки в Москву, Санкт-Петербург, мы посещали музеи. Все это расширяло мой художественный кругозор, развивало мои способности. К моему выбору профессии моя мама, а она была у меня передовой женщиной, сказала: «Коля, занимайся тем, что дал тебе Бог». Все свои первые картины оценивала моя мама. Ведь я, как слепой котенок, неумеха, тыкался то в одну сторону, то в другую. Только спустя годы пришел опыт и мастерство.
— Николай Алексеевич, живопись давалась Вам легко?
— Наверное, она никому не даётся легко — везде есть свои этапы, сложности, трудности. Мне она давалась с потом, если можно так выразиться. Это были непростые поиски, поиски образа, своего почерка, своей манеры. Зимой работаю в мастерской, а летом- с натуры, на природе.
— С чем связаны самые большие трудности — с техникой, содержанием, поиском натуры?
— Всё вместе. Иногда глаз «замыливается» и ничего не цепляет. В таких случаях очень помогает смена обстановки. Были трудности на первых порах с техникой.
— Если бы Вас попросили выделить три главных достижения в жизни — что бы Вы назвали?
— Первое мое достижение то, что я стал студентом художественного училища. Второе — я стал членом Союза художников России в 2011 году. Я даже тогда не мог об этом и мечтать. Я считал, что не достиг такого уровня, что надо еще работать и расти. Это произошло благодаря тому, что в нашем районе бывший глава Виктор Александрович Каргин организовал у нас пленэрное движение в двухтысячных годах и меня пригласили. И с этого момента каждый год устраивались пленэры. Участвуя в них, я познакомился со многими художниками из разных уголков нашей страны. Познакомился с нашими брянскими художниками из Союза художников, в том числе и навлинскими — Вячеславом Машиным, Виктором Каршковым. И как-то постепенно приняли меня в свою «семью». Набрав необходимое количество участия в выставках разного уровня, я подал документы на членство в Союз художников. Решение компетентной комиссии оказалось положительным. Членство в Союзе художников, помимо того, что это определенный статус, дает право участвовать в пленэрах, посещать музеи бесплатно, выставлять свои картины на более серьезных и профессиональных площадках. А еще это творческий коллектив, к которому ты можешь всегда обратиться за помощью, советом.
Третье достижение, наверное, приобретение стабильности, уверенности в том, что я на своем месте, на ногах, в строю, занимаюсь любимым делом.
— Какую цель Вы преследуете, начиная новое полотно?
— У каждой работы есть своя собственная цель. Главное — донести мимолётное состояние. Мне приятно, когда это удаётся. Важно, чтобы люди понимали, что ты хотел сказать своей работой.
Наш душевный и интересный разговор еще долго продолжался за чашкой чая и вкусным пирогом, который гостеприимный хозяин мастерской испек по собственному рецепту специально к нашей встрече.
Сегодня Николаю Алексеевичу поступило два предложения: от Брянского художественного музея и Выставочного зала отобрать картины для выставок на постоянной основе. И это значимо для него и вдвойне приятно, когда такие предложения поступают в твой юбилейный год (75 лет!). Какие картины пополнят выставку, будут решать компетентные коллеги. Есть у мастера любимые темы: городской, сельский пейзаж, Крымская история, но, пожалуй, самая главная – Сахалин. И его мечта — создать на большом полотне собирательный образ полюбившегося ему края лишь только с разницей, что это будет его Сахалин…
Марина ПУЧКОВА
Фото автора