Из истории русского женского костюма Навлинского района
В Навлинском музее Партизанской славы есть экспозиции, посвященные быту навлинских крестьян XIX-XX веков.
Здесь хранятся предметы труда и домашнего обихода наших предков, а также предметы одежды. Среди них рубахи, сарафаны, головные уборы, лапти, завески (фартуки) и многое другое. Есть и предмет женской одежды, который современные женщины сейчас не носят, но он стал одним из основных элементов женского гардероба. Это “прабабушка” нашей юбки – понева. Понева – набедренная женская одежда, надеваемая непосредственно на рубаху. Ее носили женщины, начиная в основном с совершеннолетия.
Шилась понева из домотканой шерстяной материи в клетку. Техника тканья в селах была разная. В Алексеевке, Бяково, Пластовом использовалась закладная техника тканья. По своей окраске поневы были с синим, черным и красным фоном. Старинная краска для понев была растительная. Для окраски в черный фон использовалась ольховая или дубовая кора вместе с железными опилками, для окраски в красный цвет – трава, называемая «цветок», желтой краски – трава «собачка», зеленой – молодые листья дикой яблони.
Узор понев был либо в квадратную клетку, либо в прямоугольную. В деревне Алексеевка понева была в прямоугольную клетку. Покрой понев имел различные типы: из трех или двух полотнищ. К подолу поневы пришивался поясок, который плели или ткали. В Алексеевке их плели, а в селе Святое ткали. Узоры поясков различались по ширине основы. Были такие узоры, как «глазики», «рожки», «клинушки», «косяки» и др. В деревне Алексеевка этот узор назывался «гречиха».
Носили поневы различными способами: «распустивши», это когда полы поневы просто висят, «подтыкавши» — одна пола или обе поднимались нижним углом к поясу и затыкались за него. В Литовне носили «распустивши», в Глинном поневу носили «подтыкавши».
Праздничные поневы украшались вышивками, нашивками из шерстяной или бархатной ткани, блестками, бубенчиками. Такая понева обходилась довольно дорого, поэтому береглась и передавалась по наследству. Интересен порядок наследования поневы. Самая обычная передача – это от матери к дочери, если дочери не было, то – сестре, невестке, крестнице.
По обычаю поневу на девушку одевали по достижении ею совершеннолетия или когда невесте нужно было ехать к венцу. В деревне Алексеевка поневу на девицу надевала крестная мать. Девушка бегала по лавке, а крестная мать приговаривала: «Прынь, прынь, дитятко, в вечный хомут». Но позднее этот обряд был перенесен на момент, когда одевали невесту к венцу. В Глинном – тетка или сестра невесты подвязывали ей поневу, невеста плакала, приговаривала: «Родимая матушка, родимый батюшка, куда знаешь отдашь и горюй там». Надевание понев к венцу также известно в Салтановке, Вздружном. Обряд одевания поневы во многих местах означал конец вольной холостой жизни и начало взрослой.
В тех местах, где девушки носили сарафаны и венчались в них, поневу все равно одевали в день свадьбы под сарафан.
С исчезновением поневы обряд остался, но его перенесли на надевание красного пояса. Обряд проходил так. После того, как все приглашенные со стороны невесты родственники собирались на свадьбу и ожидали жениха, который должен был приехать за невестой, в этот момент мужчины покидали избу, оставались только вечерние свахи. Невесту приглашали взойти на полок – помост между дверью и печью, обычно устраиваемый у надворной стены и проводили обряд надевания поневы. Как факт поневу не надевали, а повязывали особым поясом, который опоясывал стан и затягивался спереди узлом. Но при этом говорили: «Подвязали поневу». Обряд подвязывания сопровождался шутками. Девушки – подневестницы, развернув поневу, говорили: «Сигай, наша подруженька, в вечный хомут».
Понева в жизни женщины была не только предметом одежды, но и символом взрослой жизни, частью традиций и обычаев наших предков. Другие предметы одежды также имеют определенный смысл и свою историю, с которыми музей приглашает ознакомиться всех желающих.
Т.СТОЛЯРОВА, директор Навлинского музея партизанской славы