Навлинские школьники с удовольствием посещают уроки технологии и занимаются творчеством
Уже почти 14 лет Елена Николаевна Панкова работает учителем технологии в Алтуховской средней школе. С ребятами она мастерит, лепит, рисует и творит. Заряжает детей своей энергией, а они с удовольствием вовлекаются в дело. О том, чем она занимается с ребятами на уроках, об их достижениях, и немного о себе Елена Николаевна сегодня рассказала мне в небольшом интервью.
— Елена Николаевна, откуда у Вас появилась тяга к творчеству?
— Я с самого детства любила заниматься рукоделием, а потом появилось желание поделиться опытом, обучить этому делу детей. Я уверена — все наши навыки, увлечения идут с раннего возраста. Моя мама, Раиса Ивановна Захаренкова, работала директором Дома пионеров. И, конечно же, я ходила во всевозможные кружки, которые только были. Мне было интересно все, но больше всего мне нравилось делать что-то руками.
— Какое учебное заведение Вы закончили?
— Я педагог-психолог по образованию, но до этого я закончила профтехшколу золотого шитья в г. Торжок. Годы обучения здесь были самыми интересными, в плане мастерства. Это такая красота – вышивка золотом! Она наносится на церковную (завесы, покровы, облачения священников), военную одежду (погоны, нашивки). Но вышивать золотой нитью непросто: на тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку. Занятие вышивкой золотом нелёгкое и кропотливое. Но мне очень нравилось это направление в творчестве. К сожалению, в моей жизни эти навыки не пригодились. Мечты видеть себя в этом мастерстве остались мечтами…
— Поделитесь, чем Вы занимаетесь с ребятами на уроках?
— На занятиях мы делаем все. И именно то, что хотят дети. Это очень хорошо, что они сами проявляют интерес, ищут идеи для творчества. Очень много мы делаем с ними объемных поделок из бумаги. Особенно большое количество символичных фигур мастерили к 70-летию Победы. Освоили с детьми такие направления в бумажном творчестве, как паперкрафт и квиллинг. Паперкрафт – это бумажное моделирование, позволяющее создавать из плоских листов картона или бумаги объемные фигуры любой сложности. Такие поделки популярны не только среди детей, но и взрослые с увлечением вооружаются ножницами и клеем. Всего лишь надо по схеме вырезать детали и соединить их между собой. Квиллинг – это бумагокручение. Благодаря этой технике появляются красивые композиции. Для облегчения процесса накрутки существуют специальные инструменты и формы. Также ребята очень любят плести макраме. Зимой у нас начинаются занятия по этому виду рукоделия. Например, плетёные кашпо точно станут украшением вашего дома. А также декоративные предметы, исполненные в этой технике, всегда отличный подарок.
Вышиваем с детьми, но больше они любят заниматься с алмазной мозаикой. Сейчас с ребятами осваиваем новое – лепку из полимерной глины. В результате этого вида творчества можно получить авторские украшения, игрушки и сувениры. Это трудоемкий процесс: ребята сначала лепят из глины изделие, затем его помещают в духовку и запекают. Время запекания зависит от толщины изделия: от 5 до 40 минут при температуре 110-130 градусов. После остывания мы их расписываем акриловыми красками и покрываем лаком. Также я веду творческий кружок «Волшебство детских рук». Здесь мы с его участниками более детально прорабатываем различные техники рукоделия.
— Вы со своими подопечными участвуете в выставках, конкурсах?
— Да, конечно. Мы принимаем участие в научно-исследовательских работах, конкурсах, выставках и ребята занимают в них различные призовые места. В Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева проходила выставка участников областного конкурса декоративно-прикладного творчества «Мастера и подмастерья». Мы первый раз отвезли свои работы на такого масштаба конкурс и вот с нетерпением ждем итоги. Выставка творческих работ участников конкурса познакомила меня с прекрасными и удивительными поделками, которые можно изготовить из самых простых материалов. Это такой полет фантазии и мастерства!
— Сталкиваетесь ли Вы с какими-то проблемами в процессе творчества с ребятами?
— Да, трудности есть в любой профессии, тем интереснее решать их. Проблема бывает в подручных материалах, в нехватке инструментов для работы. Но мы быстро приспосабливаемся. Что-то сами приобретаем в магазинах, что-то ребята приносят из дома.
— Что главное в Вашей работе с детьми?
— Быть с ними добрее. Дети все разные, к каждому нужен подход, а доброта всегда создает связь между людьми. И тогда мы увидим и отдачу, и результат своей работы. Когда я прихожу на урок и вижу, что дети меня уже ждут и чем-то занимаются, это очень приятно мне, как педагогу. Отрадно понимать, что пусть хоть несколько человек из класса, работая с большим увлечением и создавая что-либо, внесут это и в свою семью. Я все делаю для них и подстраиваюсь под ребят. Они сами ищут идеи, а я им помогаю их воплотить. А с возрастом они сами выберут свой путь, который им легко дастся или по-настоящему понравится.
— А Вы сами любите учиться?
— Я люблю свою работу. И считаю, что учителя должны идти в ногу со временем. Во-первых, изучать компьютеры, интернет-технологии, применять их в работе. Во-вторых, постоянно заниматься саморазвитием, не стоять на месте. В творческих центрах Брянска проходят семинары, и вот два раза в месяц я езжу туда, чтобы узнать что-то новое в мастерстве, поделиться опытом. И мне очень нравится учиться. Да, сейчас очень много онлайн-обучения в интернете, но я хочу именно вживую познавать новое.
— Какое творчество Вам ближе всего?
— Что я люблю… Люблю “крестиком” вышивать картины. Тем более, что сейчас так удобно покупать наборы, в которых уже есть нитки, канва, схема. В этой же технике нравится создавать рушники. Макраме люблю заниматься. Но все это мне доступно только зимними долгими вечерами. А так забот очень много, ведь у меня все как у всех: семья, дом, работа…и мое творчество.
Беседовала И. БУРЦЕВА
Фото Е. Панковой