Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда (12+)
Фронтовые письма… За их потемневшими и полуистлевшими листками стоит невероятно огромная человеческая цена Победы. В посланиях с фронта, в датах их написания, в названиях мест их отправки, в скупых обмолвках о готовящихся операциях и, главное, в их настроении — история войны. Эти письма не просто ее свидетельства — это послание для нас, потомков победителей. Чтобы помнили… Не забыли о том, каких жертв и лишений стоила Победа.
— С 1 января наступившего года мы объявили о начале акции « История моей семьи в Великой Отечественной войне». В нашем районе немало семей, которые имеют такую историю. В музее хранятся документы, рассказывающие о том, каких жертв и лишений стоила Победа. Мы хотим ознакомить жителей нашего района с подлинными документами, письмами воинов, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны. В течение февраля для всех желающих в рамках этой акции организовали выставку «Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда». Многие воины не вернулись с войны и единственное, что осталось — это фронтовые письма, которые помогали связаться с семьей, давали силы идти вперед и только вперед, до самой Победы, — открыла выставку заведующая музеем Партизанской славы Татьяна Столярова.
На выставку были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труда, председатель районного Совета ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Н.П. Колобаев, участник клуба «Мы — навлинцы» П.А. Айтмогомбетов, учащиеся 8 «б» класса (классный руководитель М.Н.Седнева) средней общеобразовательной школы №1.
Одной из таких семей, которая хранит до сих пор фронтовые письма своего отца, деда, прадеда — это семья Давида Васильевича Беленчикова, ветерана Великой Отечественной войны, прошедшего боевой путь от Навли до Берлина. И только письма были единственной связью с его семьей на протяжении долгих и страшных четырех лет войны.
Нина Давыдовна Кириллова, дочь Давида Васильевича Беленчикова, чуть дрожащим от волнения голосом начала рассказ о тех событиях, которые возвращают нас в те далекие и суровые дни, забыть которые просто нельзя…
«Хорошо помню вечер, когда папа уходил на фронт. Затемненные окна, горит десятилинейная керосиновая лампа, полумрак. Мы все в слезах, зная, что, может, мы все вместе видимся в последний раз. До сих пор как приговор звучат прощальные слова папы: «Поля (обращение к маме), береги детей. Война будет долгой, жестокой, мы можем потеряться. Но где бы мы ни были, все собираемся после войны в Алтухово». Беленчикова Давида Васильевича призвали в Армию12 августа 1941 года.
Потянулись долгие тревожные дни войны. От Давида Васильевича не было никаких вестей. В октябре 1941 года Навлинский район был оккупирован немцами. Старшая дочь Валентина ушла в партизанский отряд «Смерть немецким оккупантам», а Пелагея Александровна с младшими детьми Ниной и Леней девять месяцев жили в лесу, скрываясь от немцев. 13 марта 1943 года, когда фронт соединился с партизанскими отрядами, все население вывезли из леса в освобожденные районы. Все это время никакой связи с Давидом Васильевичем семья не имела. Да и как?
(Окончание материала на 4 стр)
И только в июле 1943 года было получено первое письмо от любимого мужа и отца.
У Нины Давыдовны сохранились письма отца, их 110. Большинство из них фронтовые треугольники, некоторые на открытках, которые складывались пополам и с надписью «Боевой привет», другие открытки с картинками и цитатами из приказов Сталина.
Письма Давид Васильевич писал семье и отдельно всем членам семьи. 27 декабря 1943 года в письме сыну он писал: «Леня, ты пишешь, чтобы я приехал в отпуск. Мне очень хочется с вами повидаться, но далеко я, а поезда ходят еще плохо. Вот скоро разобьем фашистов, тогда приеду к вам совсем, если буду жив».
В письме за 20 августа 1944 года пишет: «Мы сейчас идем вперед, на Запад, и видим, что эта фашистская сволочь творит: жгут села, угоняют людей всех поголовно, угоняют скот, все превращают в пустыни. Но ничего, за все эти преступления ответят сполна. Вы пишете, что много пережили. Много вам пришлось перестрадать, но что делать? Таких как вы, тысячи, перетерпим, а потом будем жить нормально …»
За годы войны ему удалось повидаться с родными однажды – в 1944 году. Давид Васильевич оказался в Навле по счастливой случайности, проездом, и три дня провел со своей семьей. По письмам Д.В. Беленчикова можно отследить его боевой путь.
9 апреля 1945 года сержант Беленчиков послал последнее письмо семье. «… Живу также, без перемен, жизнь идет однообразно. Одно только в нас, во всех бойцах: скорее разбить врага и закончить эту проклятую войну, которую нам навязала фашистская дрянь, но теперь это недалеко, стоим уж у ворот фашистского логова — Берлина. Враг будет окончательно разбит и навсегда…»
12 апреля отец-фронтовик выслал последнее письмо дочери Вале. В нем он писал: «Валя, ты пишешь, что хочется со мной повидаться, но мне тоже не меньше вашего повидаться хочется. Но закончим войну и останусь жив, тогда увидимся…».
Но не было этого праздника встречи, для него не было победной весны 1945 года.
17 апреля 1945 года Давид Васильевич погиб у д. Дубрацке (в Германии).
Нина Давыдовна вспоминает: «После окончания войны мы каждый день ждали возвращения папы. Но наши надежды не оправдались. Встреча не состоялась. После оккупации Валя вернулась из партизанского отряда, мы, т.е. мама, Лёня, Нина приехали из эвакуации, только не вернулся он…».
Извещение о его смерти семья Беленчиковых получила 12 июня 1945 года. Вот так, пройдя долгий тяжелый военный путь от Навли до Берлина, не увидел Давид Васильевич той Великой Победы, ради которой были отданы миллионы жизней советских людей и его жизнь. Но увидели Победу его дети – Валентина, Нина, Лёня. И с честью всю жизнь несли память о своем отце до этих дней – 75 лет Великой Победы.
Целую пачку фронтовых писем своего отца, Василия Ивановича Карасева, сохранила Нина Васильевна Семыкина. Из ее рассказа: «… В таких дорогих сердцу строчках отец справлялся о нас, о нашем здоровье, о жизни, и не пишет о том, как там страшно, жестоко, сколько погибло друзей-однополчан. Отца призвали в действующую армию 2 января 1942 года. Он был телефонистом штабной батареи 322 артиллерийского полка 117 стрелковой дивизии. Под Витебском они в течение нескольких дней удерживали высоту. В короткие минуты передышки отец написал письмо маме, но отправить не сумел, оно пролежало в землянке. «Противник, воздействуя на наши боевые порядки сильным артиллерийским огнем, при поддержке авиации и танков несколько раз пытался контратаковать наши подразделения…». Василий Иванович в течение двух часов под сильным артогнем восстановил шесть раз телефонную линию, обеспечив полк бесперебойным управлением огнем. Высота устояла! « А отца в этом бою разорвало на части снарядом в открытом поле…Об этом написал его друг моей маме. Он переслал папино письмо, которое хранится пожелтевшее, выцветшее, до сих пор. За последний бой отец посмертно был награжден орденом Отечественной войны второй степени…» — из рассказа Нины Васильевны.
Письма с фронта…Это вы стали живыми свидетелями военного лихолетья, когда горели земля и небо, и не осталось места, куда бы не пришла печаль. Это вы летели жёлтыми треугольниками, чтоб облегчить ожидания, вдохнуть тепло родного дома…
Вы согревали бойцов перед боем и в минуты затишья помогали вспомнить ту единственную, что у детской кроватки не спит, ожидая любимого.
Вы стали летописью семейных хроник, дорогой реликвией в каждой семье, откуда военной фронтовой дорогой ушёл солдат…
К молодому поколению в своем выступлении обратился Петр Андреевич Айтмогомбетов (его отец, Аманжал Айтмогомбетов, служил в 74-м железнодорожном батальоне 15-й отдельной железнодорожной бригаде. Войну встретил под Киевом. Воевал под Сталинградом, на Дону, под Курском. После тяжелого ранения в 1944 году снова вернулся в строй и дошел до Победы.):
«Ребята, вы должны знать историю Великой Отечественной войны. Хорошо, что сегодня мы узнаем об истории войны по этим обыкновенным солдатским письмам – это более дорогой и ценный материал, другого просто нельзя придумать. И очень здорово, что есть хранитель традиций, настоящий свидетель тех событий, как Нина Давыдовна. История нашей страны трагичная и вместе с тем богатейшая. Именно вам сегодня отвечать за эту историю. Нина Давыдовна передала нам это наследие, а мы в словесном варианте вам, но самое главное — проникнуться чувством гордости за нашу многострадальную Родину, другой у нас с вами просто нет».
Слова благодарности в адрес сотрудников музея Партизанской славы, всех присутствующих за организацию такой выставки прозвучали от Николая Петровича Колобаева.
Письма с фронта — это послания сегодняшнему поколению от отцов и дедов, это живые обращения к потомкам людей, своими жизнями искупивших наши жизни. Эстафета поколений продолжается. Память о подвиге отцов, дедов и прадедов жива. Благодаря им мы снова и снова возвращаемся в те далекие и суровые дни, благодаря им мы помним то, о чем нельзя забыть.
Марина Пучкова