Врач-хирург Навлинской ЦРБ Александр Кубышкин рассказал о своей профессии
Наверное, ни одно направление в медицине не требует от врача такого упорного труда, ответственности и самоотдачи, как хирургия. Александр Кубышкин — опытный врач-хирург Навлинской районной больницы с более чем 40-летним стажем работы. Мы встретились с Александром Валентиновичем, чтобы поговорить о профессии, о личном опыте и немного о нем самом.
— Как выбрали профессию медика?
— Я родился в городе Георгиевск Ставропольского края. Позже родители переехали в Брянск, где я окончил школу и поступил в Калининский, ныне Тверской, государственный медицинский университет. В нашей семье не было ни одного медработника, все – технари и железнодорожники. А мне всегда нравилась медицина, природа самих вещей. И хотелось узнать, докопаться до их сути. Поэтому я и выбрал профессию медицинского работника.
— Почему именно хирургия, направлений же в медицине много?
— Я не считаю себя только хирургом. Прежде всего – я врач и работаю в сфере медицины. И познания здесь должны быть максимально объемными во всех направлениях. А с тем, что пойду именно в хирургию, определился еще в школьные годы. Моими самыми любимыми предметами были биология, химия и физика. Хирургия, лично для меня, наиболее интересное направление в медицине. Она крайне разнообразная, и это подталкивает к углубленному изучению новых тем. Я сам по себе очень активный, непоседливый человек и получаю заряд энергии именно на работе.
— Как сложилось, что Вы стали работать в Навлинской больнице?
— После интернатуры, которую проходил в больнице №4 г. Брянска, я стал работать в Суземской ЦРБ, потом моя трудовая деятельность продолжилась в Белых Берегах в больнице. А через два года вернулся в Брянскую городскую больницу №2. Потом наступили трудные 90-е годы, и мы снова переехали в Суземку с семьей, где я трудился в должности заместителя главного врача поликлиники ЦРБ. И за год до выхода на пенсию мне предложили работу в железнодорожной больнице в Брянске. Не хотелось все менять в жизни в таком возрасте, но так сложились обстоятельства, что я снова стал работать в областном центре. Думал, ну вот все, я осел, мне 63 года, больше никаких переездов, а нет… Олеся Анатольевна предложила работу и переманила меня в Навлю, и вот уже третий год я тружусь в Навлинской районной больнице. Работаю в замечательном и профессиональном коллективе и чувствую себя как дома.
— В чем заключается главная задача хирурга?
— Оказать максимально эффективную помощь. Операция – это последний момент в лечении, когда оно не приносит результатов. Но просто прооперировать мало. Пациента надо еще и выходить. Хирург может сделать все что угодно, но без хорошо проведенного анестезиологического пособия, интенсивной терапии и без слаженной работы других специалистов пациента не вытянуть. Работа в команде, коллективом – самое главное в нашем труде.
— Сколько операций сделали за свою жизнь? И помните первую операцию?
— Конечно, помню, и даже дату – 29 августа. Свою первую операцию я провел в интернатуре, удалял аппендицит. Делал все как на автомате, может, даже особо и не осознавая важности момента. Ты не ощущаешь времени, забываешь о каких-то проблемах, в этом месте ты один на один с болезнью и все остальное второстепенно. Страха точно не было. Волнение если и было, то в пределах разумного. А сколько провел операций… Даже и не скажу точно, может около 250-300 в год.
— Медики суеверные люди, есть у Вас какие-то свои суеверия?
— Да, есть, обязательно. Но озвучивать не буду, пусть это останется моим сокровенным. Это скорее добрые традиции, а не предрассудки.
— Все пациенты волнуются перед операцией, Вы их как-то поддерживаете?
— Насколько возможно, да. Вообще, волнение перед операцией — совершенно нормально, было бы странно если бы его не было. Работа хирурга начинается с общения с пациентами, и здесь многое зависит от врача: будет ли ему больной доверять. Мы, врачи, работаем с людьми и должны быть своего рода психологами. Потому что есть такие моменты, когда надо снять напряжение, как врачу так и пациенту. Мы тоже волнуемся практически перед каждой операцией, независимо от ее сложности и объема.
— Чего больше в работе врача: творчества или стандартных навыков?
— Тут, наверное, больше философия, чем стандарты. Всегда надо думать, уметь осмысливать ситуацию, оценивать риски. Даже после проведенной операции я все еще думаю о ней: как ее провел, все ли возможное сделал. Каждое действие хирурга должно быть обдуманно, поскольку имеет свои последствия.
— Что самое сложное в вашей профессии?
— Хирургия требует огромного психологического здоровья. Но когда ты знаешь и понял, что это твоя профессия, то ты со всем справишься. Для меня, чтобы восстановиться после дежурства или тяжелого дня, это главное поспать. Бывает, что хватает и полчаса на сон и ты уже другой человек. Мы, врачи, прошли и проходим через многие трудности: это и работа с людьми, а они все разные, бывает и негатив и хамство, 90-е годы, когда в больницах не было самого элементарного обеспечения, а нам надо работать, лечить людей независимо от всего. Потом наступил ковид – это была колоссальная нагрузка на врачей. Поэтому, для того, чтобы всегда быть в тонусе, с радостью идти на работу, надо любить свою профессию и понимать, зачем ты в нее пришел.
Ирина БУРЦЕВА, фото автора