Навлинский десантник Дмитрий Зайцев рассказал о годах службы в ВДВ
«ВДВ – это мужество высшего класса, храбрость первой категории, боевая готовность номер один» — это выражение Василия Филипповича Маргелова, которого еще называют десантным Батей, характеризует эталонные войска как нельзя лучше. А служить в «десантуре» считается большой привилегией. Вот она и досталась Дмитрию Зайцеву, который с достоинством несет звание десантника.
— Как Вы попали в ВДВ?
— После окончания профессионального училища в нашем поселке получил специальность электромонтажника. А в 2007 году мне пришла повестка из военкомата. Служить в каких-то конкретных войсках у меня не было целью, куда отправят. И меня распределили в воздушно-десантные войска. Одна из главных особенностей этих войск – тщательнейший отбор. Во-первых, у солдата должны быть безупречное здоровье и хорошая физическая подготовка. Все это у меня было, и так сложилось, что три года я прослужил в ВДВ в 84-м отдельном разведывательном батальоне. Учебку проходил во Владимирской области, после чего подписал контракт и продолжил службу в Нижнем Новгороде. Правильно говорят, что к службе в воздушно-десантных войсках всегда были особые требования — это дисциплина, выносливость и тяжелые физические тренировки. И все это я прочувствовал на себе в полной мере.
— Что входило в Ваши задачи на службе?
— Нас, разведчиков-десантников, много чему учили. Много бегали, много работали с оружием, много было тактической подготовки, а также была специальная подготовка. Основная работа разведчика ведется в тылу врага, потому мозг должен работать всегда и на сто процентов. Главной нашей задачей был сбор развединформации и вернуться целыми и невредимыми. И вообще, я считаю, что десантники умеют, может не все, но многое.
— Эмоции от первого прыжка помните?
— Впечатления от первого прыжка были непонятными. В состоянии аффекта толком не понимаешь, что происходит. А вот последующие были уже более эмоциональные. Учиться прыгать с парашютом мы ездили в Тамбов. И вот мой первый прыжок с вертолета Ми-8 с высоты 800 метров… Внизу раскинулась земля с какими-то игрушечными домиками, полями, лесами, дорогами. И тишина абсолютная, а в голове звучит песня «Одуванчики». Ну а потом, естественно, как у всех — удар о землю и приземление. Всего на моем счету восемь прыжков за службу в ВДВ.
— Что было самым интересным, может быть, сложным за время службы?
— Подготовка к первому десантированию. Все занятия в этом направлении проходят на специально разработанном воздушно-десантном комплексе (ВДК), предназначенном для отработки всех действий десантника-парашютиста. Здесь расположена подвесная система, на которой ты оттачиваешь навыки схождения, восхождения. Готовили нас к прыжкам основательно, мы изучали устройство парашюта, технику приземления. Ведь во время прыжка нужно не только правильно выполнить действия по раскрытию парашюта, но и не забывать контролировать ситуацию в воздухе в процессе полета. Ну и самое сложное – это приземление. Нужно правильно сгруппироваться и правильно приземлиться с наименьшими потерями для здоровья.
— На службе столкнулись с дедовщиной?
— Была не дедовщина, а уважение к старшим. Они учили нас, воспитывали и прививали правильные, достойные настоящего мужчины, качества. Был случай, когда я сильно провинился, а старшина сказал: «Каким бы ты не был, как бы не оступился, но если будет бой, я знаю, ты мою спину прикроешь». И эта фраза до сих пор у меня в голове, и я стараюсь ее пронести через свою жизнь и придерживаться ее как правила.
— Какие сложились отношения с сослуживцами?
— Ребята, с которыми служил, все достойные, со всеми сложились хорошие дружеские отношения, которые поддерживаем до сих пор. На протяжении всей службы у нас почти не возникало конфликтных ситуаций. Служба в ВДВ научила меня настоящей мужской дружбе, когда надежное плечо всегда рядом. В августе 2008 года я хотел уехать в Южную Осетию. В то время там шел вооруженный конфликт. Уже и рапорт добровольно подал, но не успел. И если надо будет и сейчас пойду Родину защищать, но только со своими ребятами.
— Что Вам дала служба в ВДВ?
— Лично мне приятно взглянуть на службу через года и знать, что есть настоящие друзья, что есть реальный жизненный опыт, который пригождается почти ежедневно. Не предавать никого и никогда – еще один важный принцип, который я вынес из время службы в ВДВ. А когда помнишь имена и фамилии сослуживцев, старшин — это лучшее доказательство того, что служба не прошла мимо, а действительно вложила правильные мысли и принципы в голову солдата.
2 августа для меня праздник особый, но не всегда получается его встретить и отметить как положено, так как бывает, что я в этот день работаю. Однако, как выдаётся возможность, с удовольствием встречаюсь с сослуживцами. И, пользуясь случаем, поздравляю всех «братьев по оружию». И пусть голубые береты мужества всегда напоминают о том, что вы достойно несли службу в элитных войсках – ВДВ!
Ирина БУРЦЕВА
Фото из архива Д. Зайцева