На защите прав потребителей
Многие из нас, наверное, сталкивались с ситуацией, когда из-за ненадлежащего качества приходилось возвращать товар обратно продавцу или посетовать на плохое обслуживание в сфере услуг. А где-то услышать или увидеть написанную фразу: «Товар обмену или возврату не подлежит!». Как быть и что делать в такой ситуации нам, потребителям, ответила главный специалист отдела экономического развития администрации района Ирина Михайловна Костина.
— Ирина Михайловна, что такое защита прав потребителей?
— 3aщитa пpaв пoтpeбитeлeй – этo кoмплeкc мep, кoтopыe нaпpaвлeны нa тo, чтoбы лишить нeдoбpocoвecтныx пpoдaвцoв и иcпoлнитeлeй вoзмoжнocти пpeдocтaвить гpaждaнинy нeкaчecтвeнный тoвap или ycлyгy.
Ecли жe тaкaя cитyaция вce-тaки пpoизoйдeт, в зaкoнoдaтeльcтвe ecть нopмы, пpeдycмaтpивaющиe вoзмoжнocть зaмeны или вoзвpaтa зaтpaчeнныx дeнeжныx cpeдcтв.
— Kтo зaнимaeтcя зaщитoй пpaв пoтpeбитeлeй?
— На федеральном уровне существует орган исполнительной власти, который регулирует и контролирует исполнение законодательства в сфере защиты прав потребителей. Называется он Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В каждом субъекте РФ у Роспотребнадзора есть свои территориальные подразделения.
— Kaк пoтpeбитeлям зaщитить cвoи пpaвa?
— В случае нарушения ваших прав, вы можете обратиться в Роспотребнадзор или в суд. Перед тем как пойти в контролирующие или судебные органы, есть смысл обратиться к продавцу с претензией и указать о вашем намерении обратиться за защитой своих прав.
— В каких случаях отдел по защите прав потребителей может помочь?
— В случае обнаружения потребителем в товаре недостатков.
— Как этот отдел защитит наши права?
— Разъяснит потребителю алгоритм действия и окажет помощь в составлении претензии продавцу.
— Ирина Михайловна, как часто навлинцы обращаются к вам в отдел? Каких вопросов или жалоб больше всего?
— В последнее время покупатель стал грамотнее и обращения за помощью стали значительно реже. Преимущественно потребители жалуются на ненадлежащее качество технически сложных товаров бытового назначения, обуви.
— Как действовать в ситуации, если получили отказ при попытке вернуть какой-либо товар?
— Нередки случаи, когда даже после направления претензии, магазин всё равно отказался принять покупку обратно и продолжает всячески игнорировать требование покупателя.
Попав в такую ситуацию, необходимо подготовить письменную жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), которая рассматривается в течение 30 дней с момента ее регистрации.
Иногда происходят такие случаи, когда даже обращение в государственный орган по защите прав потребителей не дает должного результата. В этом случае единственным выходом является подача иска в суд.
— Если были нарушены права потребителей, какой должен быть алгоритм действия?
— В большинстве случаев потребители пытаются в устной форме договориться с продавцом. Однако, если такой способ оказывается не эффективным, то необходимо начать действовать на официальном уровне.
Первым делом необходимо подготовить соответствующую претензию на имя руководителя торговой точки. К претензии надо приложить чек, договор, а также любую другую бумагу, выступающую подтверждением покупки.
Если по определенным причинам такого документа нет на руках, то можно привлечь свидетелей.
Следует помнить, что в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей» отсутствие чека не является основанием для того, чтобы отказать в удовлетворении требований потребителя.
С полным пакетом документов необходимо обратиться в предприятие торговли или услуг путем личного визита, обязательно следует попросить работника, принимающего документ, поставить подпись и дату на втором экземпляре, или направить заказным письмом с уведомлением о вручении, в дальнейшем эта бумага и будет выступать доказательством того, что претензия была доставлена в магазин.
Отправка по электронной почте – самый быстрый, удобный и дешевый вариант. Однако в этом случае представители торговой точки могут заявить, что им ничего не приходило.
В течение 10 дней продавец обязан удовлетворить претензию потребителя, провести экспертизу или же отклонить требование.
— Где найти отдел по защите прав потребителей?
— Управление Роспотребнадзора по Брянской области находится по адресу: г.Брянск, 2-й Советский переулок, дом 5, литер А.
Горячая линия по «Защите прав потребителей» +7-900-355-06-90.
На территории нашего района по адресу: п. Навля, ул. Красных Партизан, д. 21, администрация Навлинского района в отделе экономического развития, 3 этаж, кабинет №22, телефон 8 (48342) 2-22- 53.
Марина ПУЧКОВА, фото из архива И.Костиной