От Дня Победы к Дню пограничника
Все дальше во времени уходят от нас события минувших дней, все меньше остается тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне и может рассказать нам ныне живущим о нелегких буднях защитников Отечества. В Пограничном управлении ФСБ России по Брянской области бережно хранят память о героях-пограничниках, первыми принявшими на себя удар врага, вложившими все силы в общую Победу над врагом.
Вертелко Иван Петрович (17.08.1926 г.)
Этому человека выпала удивительная судьба. В ней были и побег из оккупационного лагеря-«отстойника» перед отправкой в Германию, и фронтовые дороги разведчика, начавшиеся в семнадцать лет, и суровые послевоенные годы, когда, уже будучи танкистом, ему не раз приходилось рисковать жизнью, и война в Афганистане, на которой он, теперь уже пограничник, провел почти девять лет, «два срока Великой Отечественной», по его собственному признанию. Без малого пятьдесят лет носил Иван Петрович Вертелко погоны. И даже когда это были погоны генерал-полковника, он считал себя простым русским солдатом
В первые месяцы Великой Отечественной войны Иван Петрович работал на строительстве оборонительных сооружений, потом два года жил в оккупации. Чудом избежал угона в Германию, сбежав из лагеря. В октябре 1943 года 17-летним парнишкой был призван на военную службу. Курс молодого бойца прошёл в 72-м запасном учебном стрелковом полку 9-й стрелковой дивизии. А в марте 1944 года отправляется на фронт. Вертелко был определен в 75-й отдельный мотоциклетный разведывательный батальон, входивший в состав 29-го гвардейского Краснознаменного, орденов Суворова и Кутузова Знаменского танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии.
Из воспоминаний: «В начале марта 1944 года нас погрузили в эшелон и отправили на фронт. Меня с двумя земляками определили в 75-й отдельный мотоциклетный разведывательный батальон, который входил в состав знаменитой 5-й гвардейской танковой армии. Так я стал разведчиком.
Прошло несколько дней, и вот как-то рано утром наше отделение отправили в разведку. Это было мое первое боевое задание. Двигались мы по узкой лесной дороге, и вдруг по нас начали стрелять. А стоял такой густой туман, что невозможно было даже понять, с какой стороны противник ведет огонь. И тогда наш командир отделения сержант Синицын крикнул нам, чтобы мы отходили, и сразу же упал, скошенный автоматной очередью.
Кто-то из наших ребят взял управление отделением на себя, мы чуть отошли назад, а потом с двух сторон окружили место засады. И каково же было наше удивление, когда в небольшом окопчике мы обнаружили всего лишь одного немца, да к тому же раненого…
Ко всему можно привыкнуть на войне, к любым невзгодам, тяготам, лишениям, голоду, холоду. Но к смерти товарищей я привыкнуть не мог…»
Свою первую боевую награду – медаль «За отвагу» – Иван Петрович Вертелко получил после освобождения Минска. Потом были многочисленные благодарности командования — за освобождение Молодечно, Борисова, Минска, Каунаса, Вильнюса.
Сколько разведчик Вертелко взял «языков», сосчитать трудно. А вот как воевал, лучше всего говорится в боевой характеристике, подписанной в феврале 1945 года старшим лейтенантом Мусиным: «…Вертелко показал себя смелым воином-разведчиком. Находясь в разведгруппе… уничтожил 34 немецких солдата, за что представлен к правительственной награде — ордену Красной Звезды. Дисциплинирован. Внешне подтянут. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан…».
Свой боевой путь закончил на берегах Балтики. Война подходила к концу, и И.П. Вертелко получил направление во 2-е Казанское тяжело-танковое училище, которое вскоре было перепрофилировано, в связи с чем доучиваться ему пришлось в Орджоникидзе.
Через три года надел лейтенантские погоны. Следующие 43 года наш земляк продолжал служить Советскому Союзу и советскому народу, завершил военную карьеру в звании генерал-полковника.
В настоящее время проживает в Москве.
Материал взят из открытых источников