По легендарному маршруту – перевал Дятлова

03 апреля 2021

Сегодня наше интервью — с жительницей Навли Татьяной Литвинюк, которая в феврале побывала в одном из самых загадочных мест – на перевале Дятлова. Семь дней Татьяна потратила на лыжный поход, чтобы пройти по следам группы Дятлова. Ночевали в палатке, готовили еду на костре, для воды топили снег. А вечерами вели долгие разговоры о мистическом месте, куда они решили забраться и прочувствовать атмосферу истории.

– Татьяна, расскажите нам, как Вы вообще решились побывать в таком мистическом месте, как перевал Дятлова?
– У всех событий есть своя предыстория, и у меня тоже, а если смотреть с другой стороны, то все получилось случайно. Долгое время, работая в структуре органов внутренних дел, я свой отдых планировала так: заграница, море, пляж — то есть обычный пассивный отдых. Но потом сотрудникам нашей службы запретили выезжать за границу. Конечно же, я была расстроена, так как в планах было желание посетить еще немало стран. Но тут подруга пригласила меня на свой день рождения на Эльбрус. Это было в 2014 году, и с этого момента началась моя история и новая жизнь, в которой немалое место занимают горы. Когда я вышла из машины и посмотрела на эти заснеженные вершины, я сказала: «Марина, я сошла с ума, у нас разве такое есть?!» Я моментально, с первого взгляда, влюбилась в горы, и уже через полгода снова вернулась на Эльбрус уже одна. Я была там не один раз и езжу до сих пор. Там я стала на горные лыжи, освоила параплан и влюбилась в экстрим. Все это дает мне те незабываемые ощущения, которые я не испытывала ранее.
Климат мне также пришелся по душе, то есть горной болезни — как еще ее называют «горняшка» — у меня нет. У всех это происходит по-разному, все индивидуально, кто-то чувствует высоту еще у подножия горы, на полянах. Я спокойно поднимаюсь на 4400 метров (самая высокая точка, на которую я поднималась) и комфортно себя чувствую. Я ощущаю при восходе на гору прилив энергии, адреналин и эйфорию. И даже шучу: у меня, наверное, болезнь «ровняшка», так как, спускаясь ниже, начинаю хуже себя чувствовать, чем в горах, то есть все наоборот. И мне кажется, что еще не придумали название моему чувству, которое я ощущаю, когда вижу горы. Может быть чувство полной свободы, счастья, просто это надо увидеть и прочувствовать. Я уже побывала на Камчатке, на Алтае, это были автопутешествия. Да, эти места сказочные, все замечательно, но Эльбрус для меня остается местом номер один. Вот так волею случая, а я бы так и ездила за границу — это 100 процентов, узнала, что такое горы, и что в России есть такие красивые места.
Поход на перевал Дятлова стал марш-броском в моей походной истории. И опять-таки большую роль в моем выборе сыграл случай. Загадка про группу Дятлова меня интересовала давно. Я просматривала документальные фильмы, читала статьи, смотрела фотографии. И когда в ноябре прошлого года посмотрела очередной фильм про перевал Дятлова, я для себя решила, что неплохо было бы там побывать. Мне очень хотелось посмотреть эти места, соприкоснуться с этой загадочной историей. И тут в ленте новостей в социальных сетях выскакивает реклама турклуба «Гора» г.Пермь, которая предлагает поход по маршруту группы Дятлова с 21 по 27 февраля. И я поняла — вот оно, все сложилось.
— Поделитесь с нами, как Вы готовились, добирались до места старта маршрута, много ли вас было в группе?
— Я подала заявку, со мной связался инструктор, который написал список одежды, снаряжения, экипировки, всего того, что необходимо взять в поход. Могу сказать одно: никогда нельзя пренебрегать словами инструктора – что сказал, то надо брать обязательно. Наша тургруппа состояла из 14 человек, включая инструктора. Возрастной разбег — от 19 до 60 лет. Все участники похода были опытные, заядлые путешественники. Они были очень удивлены, как я так, без подготовки, первый раз собралась идти именно по этому маршруту. Сам по себе маршрут был, конечно, сложный, но интересный. И ты еще понимаешь, что прикоснулся к чему-то загадочному, историческому. Все туда шли осознанно, чтобы для себя открыть и посмотреть что-то новое.
Местом сбора тургруппы был г.Ивдель Свердловской области, и уже оттуда была заброска на место старта маршрута на базу Ильича. Как нам сказал инструктор, в феврале уже будет тепло, комфортно, днем до минус 10 градусов. Но, оказалось, что погода нас «порадовала», прибыв на место, градусник показывал минус 52… Таких морозов в это время, как говорят сами местные жители, на Урале не было с советских времен. Так как температура резко понизилась, то и заброска у нас была сложная. Изначально мы выдвинулись на «ГАЗ-66», это еще нам было тепло с буржуйкой и дровами, а потом мы пересели на «Урал» в холодную будку. Вот тут стало уже реально холодно. Замерзало топливо, солярка, мы останавливались посреди тайги, но ничего, отогрели и двинулись дальше. И уже к ночи мы добрались до поселка Ушма, где живет народ манси. Инструктор лихорадочно принимал решение — двигаться ли нам дальше, или остаться переночевать, так как усиливался холод, плюс мы еще существенно отставали по времени. Но мы поехали дальше, как и планировали, уже на снегоходах в санях. Ночь, тайга, неимоверный холод и ты в санях…. Нет, страшно не было, было ощущение, что я во сне, это происходит не со мной. Немного позже инструктор принял решение все же остановиться и переночевать в охотничьем домике, а потом уже ехать до старта маршрута.
— Расскажите, как началось Ваше восхождение на перевал Дятлова, что было для Вас самое трудное?

— Наш маршрут на перевал Дятлова начался с базы Ильча. Это ничем не примечательная ровная площадка на берегу Лозьвы. Там нам встретились военные из Челябинской области, которые, кроме испытаний, еще и снимали документальный фильм. У нашей группы взяли интервью и, таким образом, мы стали участниками этого кино. В эфир фильм выйдет в апреле на телеканале «THE WAY». Военные, которые были в разы подготовлены лучше как физически, так и по оборудованию и снаряжению, очень были удивлены нашей смелости осуществить свой поход на перевал в такую погоду. И сказали: «Ребята, вы крутые!»
Физическая подготовка играет не последнюю роль в путешествиях и в занятиях экстремальными видами спорта. Я занимаюсь фитнесом, люблю велопрогулки, стараюсь поддерживать себя в тонусе. Конечно, чтобы ходить постоянно в походы, нужно уделять больше внимания кардионагрузкам. Но, к сожалению, кардио я не люблю, мне скучно, мне ближе силовые тренировки. Но зря, надо пересилить себя и заниматься им вплотную. Это я поняла, как только прошла на лыжах метров 50 с рюкзаком весом 20 кг. Мы с собой несли все: одежду, палатку, еду, пилы, печку. Вот тут я поняла, куда же я собралась идти…. Ну инструктор тоже увидел, как мне тяжело, и меня немного разгрузили. Но все равно было очень тяжело, намного тяжелее, чем в горах. Может быть очень низкая температура, может отсутствие подготовки сказались. Физически я не уставала, у меня не болели мышцы ни рук, ни ног. Хотя мы передвигались каждый день по 8 часов на лыжах. Нужно было идти нога в ногу. Потому что проваливаешься по колено — там большие сугробы. Мы шли один за другим – гуськом. В общей сложности мы прошло 100 километров по маршруту. Звериных следов было очень много. Но, на наше счастье, мы не встретили ни волков, ни медведя.
А ночевали мы в палатке, с печкой, в спальных мешках, готовили еду на костре. С собой мы брали сухие пайки: это сухари, вяленое мясо, различные каши. Очень хотелось пить именно воду. Но так как она сразу замерзала, то мы топили лед и пили талую воду. Да и прежде чем стать на стоянку, пройдет часа три: поставить палатку, обустроить, срубить и напилить дров, приготовить еду. И все это ты делаешь при очень низкой температуре. Но в итоге перевал Дятлова вознаградил нас идеальной видимостью и ярким солнцем.
Весь этот поход – для меня это было очень волнительно и значимо. Я настолько горда собой, что я смогла это сделать. Я приобрела огромный опыт. Мы, когда дошли до перевала, все участники группы как-то разошлись, хотелось помолчать, остаться наедине со своими мыслями, подумать, как все прошло, что получилось, а что нет… Мы все с достоинством прошли этот сложный маршрут. Это была такая проверка на прочность и вызов себе!
— Разгадали загадку перевала Дятлова?

— Моя версия еще до восхождения была такая – что на группу Дятлова сошла лавина, а точнее, пласт снега. Такой она осталась и после того, как я побывала на перевале. И уже когда мы были на месте, там, где дятловцы разбили палатку, наглядно было видно, что да, это был пласт снега. В тундре он очень спрессованный, твердый и тяжелый как камень. Это когда мы шли по тайге, снежный покров был рассыпчатый и пушистый. Я когда своими глазами это увидела, все сразу поняла. Почему сошел снег и как погибли люди, — все это стало понятно. Палатка была поставлена в очень плохом месте, в перевале между горами. Так ставить ее очень опасно в непогоду. Мы и на себя примеряли ситуацию: вот мы сидим в палатке, тепло, печка рядом, и вдруг на нас что-то неожиданно падает. И все, срабатывает инстинкт самосохранения, и ты выбежишь в чем был и куда глаза глядят. И переломы тоже объяснимы, тяжелый пласт снега упал, кто под него попал, тот и получил увечья. Сошедшая лавина как железобетонная плита просто придавила вход. Вот и пришлось разрезать палатку.
Рядом с тем местом, где располагалась палатка дятловцев, установлен памятный знак. На природном камне установлена мемориальная доска в память о погибших. Ну а как было на самом деле, никто не знает, нам остается только строить предположения. На то она и загадка…
— Как вы общались внутри группы, какая была атмосфера?
— Инструктор молодец, Эмиль, ему 34 года. Он опытный и очень хороший психолог, а это немаловажно в трудном, тяжелом походе. Он всегда знал, что нужно сказать и в какой момент. Эмиль всегда отвечал так, что уже стыдно было признаться в какой-либо слабости даже самому себе. И это здорово помогало, потому что ты мог в любой момент раскиснуть.
И самое главное — мобильной связи не было все эти дни, поэтому наше общение было насыщено разговорами. В команде каждому были даны прозвища, чтобы было веселее, юмор все же помогает при любых ситуациях. Люди в походе – это совершенно другие люди. У них нет зависти, нет карьеризма, они помогают тебе без всякой корысти и упрека. И эта атмосфера общения с такими людьми мне дает жизненные силы. Это является для меня еще одним стимулом, чтобы поехать в путешествие. У них забота о ближнем на первом месте. Это так необычно, непривычно в нашем мире и это дорогого стоит. И я учусь у них, стараюсь быть такой же, как они — и я стану такой.
Вот на санях, когда мы передвигались, со мной рядом был Олег. Очень трясло, и он положил мне под голову руку и за 2,5 часа при температуре -40 градусов он ее не убрал ни на минуту. Он москвич, имеет хороший бизнес, он может себе позволить отдыхать комфортно. А он предпочитает вот такой активный экстремальный отдых. После перевала он уже едет на Байкал и так далее. И все участники нашей тургруппы такие: и оставят еду, и помогут лыжи надеть, и рюкзак — и было очень много вот таких моментов.
Мы до сих пор переписываемся с участниками нашей команды и уже вместе собирались в Москве, чтобы отметить месяц со дня нашего старта на перевал.
— Вы же познакомились с народом манси?
— Манси — это отдельная история… Они замечательные, спокойные, умиротворённые люди. Народ манси очень доброжелательный. Они никогда бы такого не сделали с дятловцами, как было описано в одной из версий. Их очень мало осталось, живут они в поселке Ушма в маленьких, низких домиках, чтобы быстрее нагревалось помещение. Живут охотой, рыбалкой, сбором ягод. Мы с ними познакомились в начале своего похода, так как заброску на точку старта маршрута осуществляли они. У меня была мечта переночевать в домике манси – встать утром, посмотреть в маленькое окошечко на заснеженную тайгу и пить чай с брусничным вареньем. И одна семья, с которой мы познакомились, позволила остаться у них на ночь. Моя маленькая мечта исполнилась…
— Где еще мечтаете побывать?
— Везде. Как бы все успеть. У меня нет такого, чтобы было все по плану, ко мне приходят идеи спонтанно, по наитию. Все мои путешествия – это путешествие к себе. Мы в нашей жизни забываем про себя, а когда сел в поезд, в самолет, ты остаешься наедине с самим собой. Отстраняешься от суеты и слушаешь только себя. И путешествовать, и исполнять свои мечты никогда не поздно, ни в каком возрасте!
Беседовала Ирина БУРЦЕВА

2930
Картина дня
19 апреля 2024, 14:19

В Навле прошел межрайонный круглый стол-семинар «Партизанская Республика: Брянский партизанский лесной массив в годы Великой Отечественной войны»

Сегодня, 19 апреля, в День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, в Навле прошел круглый стол-семинар «Партизанская Республика: Брянский партизанский лесной массив в годы Великой Отечественной войны». Он состоялся на базе межпоселенческой библиотеки под председательством первого заместителя председателя областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Николая Константиновича Сарвиро и заслуженного лесовода РФ, координатора эколого-патриотического проекта «Комплексная исследовательская экспедиция «Малая Родина-сила Союзного государства Россия-Белоруссия и его основные составляющие»  Сергея Ивановича Смирнова.

19 апреля 2024, 09:17

В навлинской межпоселенческой  библиотеке прошло мероприятие «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»

18 апреля в навлинской библиотеке для учащихся СОШ №1, гимназии №1 и детей из многодетных семей из ГБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения Навлинского района» была проведена ежегодная природоохранная акция «Марш парков», организованная совместно с заповедником «Брянский лес».

18 апреля 2024, 16:41

Навлю посетил народный мастер Брянщины Игорь Куликов

Сегодня в навлинской межпоселенческой  библиотеке состоялась выставка работ известного народного мастера Брянской области Игоря Николаевича Куликова. Стеклом он начал заниматься в 2006 году, самостоятельно освоив витражную технику Тиффани, фьюзинг, склейку. В его коллекции насчитывается около 200 работ, которые наполнены философским смыслом.

17 апреля 2024, 16:51

В Брянске состоялись соревнования по тайскому боксу, на которых успешно выступили навлинские спортсмены

13-14 апреля спорткомплекс "Локомотив-Арена" принимал чемпионат и первенство Брянской области по тайскому боксу.

• Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить