Юлия Харченко: «Фотография – это лучшее, что могло случиться со мной в жизни»
С работой фотографов мы сталкиваемся постоянно. Будь то интернет, глянцевый журнал, социальные сети, портфолио, семейная фотосессия и многое другое. Посредством фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, рода, страны. А что же стоит за красивыми, качественными снимками? Об этом нам немного расскажет та, кто делает уверенные шаги по непростому, но, тем не менее, прекрасному пути фотоискусства. Сегодня мы познакомимся с молодым фотографом Юлией Харченко.
— Расскажите немного о себе?
— Меня зовут Харченко Юлия. Мне 22 года, закончила Российский государственный социальный университет по специальности журналистика. На данный момент по специальности я не работаю, так как полностью посвятила свою деятельность фотографии.
— В какой момент в твоей жизни появилась фотография?
— Примерно в возрасте 15-ти лет мои родители купили фотоаппарат. Конечно же, мне было очень интересно посмотреть его возможности. Особенно меня привлекло то, что на фотографиях был выделен объект, а задний фон полностью «размыт». Как сейчас помню, мама готовила всякие вкусности к праздничному столу, а я бегала вокруг нее с фотоаппаратом и пыталась запечатлеть ее сочные отбивные.
— Кто был твоим первым критиком?
— Безусловно, мама. Она всегда была честна со мной и прямо говорила: «Лучше, доченька, займись-ка ты учебой, а не паровозики игрушечные снимай».
— Считаешь себя самокритичным человеком?
— Да, я все время критикую свои работы. Иногда близкие говорят, что делаю это даже слишком. Хотя, с другой стороны, я думаю, это хороший толчок для работы и развития. А чужая критика намного, скажем так, полезнее, чем самокритика. Как говорится, со стороны виднее.
— Ты уже нашла свой любимый жанр в фотографии?
— Не могу сказать, что специализируюсь в чем-то одном. Обычно очень много идей для фотосессий и все они разных жанров. Это может быть ребенок с котиком, а может и love-story с интересным сюжетом. А еще я люблю, чтобы фотография была живой. Но, мне кажется, что для этого нужно еще очень много работать, ведь это, по моему мнению, и есть верх мастерства.
— Что делает фотографию живой и качественной?
— Мне кажется, что все зависит от тех, кто в кадре. Именно эмоции людей делают фотографию живой. А касательно качества, то здесь нет предела совершенству, как говорится. Для всех оно своё.
— В чем ищешь вдохновение?
— Думаю, что мой источник вдохновения – это природа. Особенно летом, когда есть возможность прогуляться в лесу, вдали от суеты, послушать расслабляющую музыку и собраться с мыслями. Наверное, тогда и рождаются интересные идеи. А вообще, конечно же, есть несколько фотографов, за творчеством которых я наблюдаю уже многие годы. Я благодарна им за мотивацию идти дальше.
— Помнишь свою первую фотоссесию?
— Да, помню, как сейчас! Это была бесплатная фотосессия со знакомой, но на тот момент я не осознавала всей ответственности перед клиентом за то, что я делаю. Но думаю, она осталась довольна.
— А в чем твой личный секрет залога успешной работы с клиентом?
— Думаю, очень важную роль играет умение слышать клиента. Понять, что он хочет видеть в итоговом результате. Это возможность найти общий язык и взаимопонимание. И, конечно, настроение. Если у вас хорошее настроение, то оно передаётся и клиенту. Я стараюсь на съёмке быть собой, максимально раскрепостить человека, чтобы он начал получать удовольствие от процесса. Приходится много работать с маленькими детьми, а к ним как раз и требуется особый подход.
— Какой из твоих недавних проектов был самым запоминающимся?
— Все проекты интересны по-своему, но самый запоминающийся был два года назад, когда мне довелось снимать коллекцию одежды у одного знаменитого дизайнера в Москве. Было представлено множество уникальных платьев, профессиональных моделей, да и в целом, творческих людей, знакомство с которыми стало очень значимым для меня.
— Труд фотографа, на первый взгляд, не такой уж и тяжелый, а ты согласна с этим мнением?
— На самом деле, когда ты занимаешься тем, что приносит тебе удовольствие, становится тяжело увидеть границы того, где начинается работа. Например, снимаю я фотопроект 5 часов подряд. Шикарная локация, присутствуют роскошные платья, стилисты делают из девочек настоящих принцесс, ты увлечен работой, время пролетает незаметно… Но потом, когда настает момент возвращаться домой, уже начинаешь ощущать все прелести нагрузок спины и шеи, учитывая то, что техника имеет достаточно большой вес. Обработка одной фотосессии занимает от 2-х до 4-х часов непрерывной работы за компьютером. Так как съёмок проходит достаточно много, практически все время я провожу у монитора, что, конечно же, сказывается на спине и зрении. Подводя итог, хочу сказать, что все это мелочи в сравнении с тем, когда ты видишь эмоции людей после получения фотографий. В такие моменты я думаю, что все делаю не зря. Отвечая на вопрос, тяжелый ли труд фотографа, могу ответить так: физически — да, тяжело, морально – лучшее, что могло бы случиться со мной в жизни.
— Как проводишь свободное время?
— Мои увлечения – это близкие люди и книги. Для родных людей я всегда найду свободное время. Важнее семьи для меня ничего быть не может. А книги – это своего рода моральная отдушина от будничной суеты, для них тоже обязательно найдется свободная минутка. Больше всего люблю прозу, а также психологию. Последнее, что прочитала — Дмитрий Хара “П. Ш. #Новая жизнь. Обратного пути уже не будет!”. Замечательное произведение из серии книг, которые меняют сознание, жизнь в целом и оставляют ещё долгое «послевкусие».
— Что в планах на будущее?
— В связи с последними событиями в нашем мире очень трудно что-то планировать. Пандемия внесла свои коррективы в жизнь многих людей. Стараюсь просто наслаждаться каждым днем. Но, если все-таки немножечко заглянуть вперед, то, надеюсь, что мне удастся поработать за границей.
Беседовала Ирина БУРЦЕВА
Фото из личного архива Ю. Харченко