А.Межуев: «Почта на селе всегда была центром жизни»
Наряду со школой, клубом, фельдшерско-акушерским пунктом, библиотекой, отделения почтовой связи являются на селе не только объектом коммуникационной инфраструктуры, но играют и важную социальную роль. Но как-то мужчин в должности начальника отделения почтовой связи и не было, в основном – женщины. А Салтановское отделение в течение 40 лет возглавлял Анатолий Фролович Межуев, который сегодня отмечает свое 85-летие.
С его земляком Владимиром Филипповичем Сорокиным в один из январских солнечных дней мы побывали у ветерана труда, который и поныне проживает в Салтановке. Несмотря на обилие нынче снега, подъезд к дому старательно расчищен. Нас поджидал подтянутый, в кожаной куртке мужчина. Поздоровались, обнялись. Работая редактором «Нашего времени», я хорошо знал его по работе.
Анатолий, когда закончилась война, был подростком и хорошо помнит то трудное время. Его родную Алешенку немцы практически всю сожгли, многих селян расстреляли. Долго еще пацанами собирали оружие, патроны. В их семье росло двое сыновей. Чуть позже отец возглавил местный колхоз «Мирный труд». Тогда их в сельском Совете было двенадцать, только в Алешенке — четыре. Там же учился в школе, а затем поступил в железнодорожное училище г. Брянска, получил специальность бригадир железнодорожного пути. Но тут как раз подошло время служить в армии.
— Однако по тогдашним законам нужно было два года отработать, — вспоминает Анатолий Фролович. – И меня направили бригадиром пути – участок от Навли до Калигаевки. В моем подчинении было 12 рабочих, в основном ребята и девчата из соседних деревень. Время пролетело очень быстро, и нужно было отдать гражданский долг.
Служить довелось в Астраханской области в одном из закрытых тогда полигонов, но теперь он уже рассекречен – ракетный полигон Капустин Яр. Тогда там проводились пуски ракет. Мой собеседник вспоминает довольно забавный случай:
— Служил образцово. Как-то в казарму прибежал дежурный: «Межуев, тебя вызывает командир части». Услышав приказ, рядом находившийся начальник штаба только и сказал: «Ну что натворил, наверное, в самоволке вчера был». Помчался к командиру, хотя вроде ничего плохого не делал.
— Ну как, земляк, служится? – молвил полковник. – Я родом из Карачева. Узнал, что службу несешь достойно, наверное, скучаешь по нашим брянским местам. Позови начальника штаба.
— А сослуживцы мои уже решили, что сейчас получу наказание. И я ушел на построение.
— Сержант Межуев, выйти из строя, вам предоставляется краткосрочный отпуск с выездом на родину, — отчеканил начальник штаба.
Радости не было предела. Дело в том, что он еще до службы успел жениться на местной девушке Анне, которая работала в Алешенке бухгалтером сельпо.
После демобилизации вновь вернулся на железную дорогу снова бригадиром.
— Прошло где-то два года. За ужином жена мне и говорит, что в Салтановку связисты ведут линию – там будет скоро радио. Может быть, перейдешь работать связистом туда, село перспективное. Внял совету жены и стал монтером.
Как-то в Салтановку приехал ныне покойный начальник районного узла связи И. Яковин с руководством области посмотреть, как идет радиофикация. Им очень понравились темпы работ и качество. И вновь Межуеву подвернулся удобный случай.
— Яковин позвал меня и таким приказным тоном, — рассказывает ветеран труда, — сказал, что монтером ты работать больше не будешь, я увольняю тебя. Нам такой монтер не нужен. Назначаем начальником почты в Салтановке. Я, конечно, опешил от такого предложения, но уже на следующий день приехали из Навли мне передавать дела.
Вот с этого дня и началась у Анатолия Фроловича новая жизнь, хотя образования специального не было, а была только работа, работа. С 7 часов он уже на почте. Все у него ладилось. Руководство районной почты направило его в Орел на месячные курсы подучиться. Один из преподавателей курсов был удивлен его знаниям. «Да ты же сам прекрасно можешь учить своих коллег».
Функции почты в основном были те же, что и сейчас. Особое внимание уделялось в те годы подписке на газеты и журналы. Самой любимой тогда была газета «Пионерская правда». Ее в Салтановском отделении выписывали 430 экземпляров. Многим нравилась «Комсомольская правда», но она была лимитированная, на отделение выделялось определенное количество, как и на отдельные журналы. 300 с лишним экземпляров выписывали районную газету: она была самой дешевой.
— Хотя и тогда районный почтамт доводил до каждого почтового отделения разнарядку на газеты и журналы, — делится Анатолий Фролович, — но в основном на партийные издания. Если ты, к примеру, коммунист, то обязательно должен выписать газету «Правда». Журналов тоже мало выделяли. Самые ходовые – это «Крестьянка», «Работница», «Здоровье». Наше отделение было одно из лучших в области, за что я был не раз занесен на областную Доску почета областной организации. А Почетных грамот даже и не сосчитать.
Тогда почтовое отделение обслуживало: Салтановку, Зелепуговку, Пальцо, Ворки, Партизанское. Работы пяти почтальонам хватало сполна. Одних только подписчиков более полутысячи, уйма открыток, особенно к праздничным дням. Очень много приходилось получать и отправлять посылок. Их доставляли из Салтановки в Алтухово, а оттуда уже в Брянск. Транспорта и тогда не было никакого. Только у начальника был свой личный мотоцикл «ИЖ-Планета».
А.Межуеву, как самому уважаемому человеку в Салтановке, доверяли всевозможные комиссии по проведению выборов в местные, районные, областные и центральные структуры, да и сам не раз избирался местным депутатом.
Сразу по приезду в Салтановку поначалу жили в стареньком домике у тещи, а затем построили дом, в котором ветеран и сейчас проживает. Построили очень быстро. С супругой воспитали двоих детей, оба сына стали военными, закончили Смоленское высшее ракетное училище. Михаил нес службу в Туркмении, а Александр – в Ливии. Но, к сожалению, Михаил рано ушел из жизни. Александр после ухода на пенсию переехал в Краснодар, где сейчас и проживает. Но отца не забывает, два раза в год навещает. Любимая супруга пять лет назад ушла в мир иной.
— Мы очень хорошо жили со своей Аннушкой, — со слезами на глазах говорит мой собеседник. – Жили так дружно, что все салтановцы завидовали нам, но болезнь не дала долго прожить вместе. Мы очень любили, ценили и уважали друг друга.
В доме сейчас Анатолий Фролович живет один. Все чистенько, прибрано, подведены газ и вода. Сын Александр постоянно зовет отца к себе жить, но получает отказ, хотя проживает в своем двухэтажном доме.
— Нет, я буду здесь жить до гробовой доски. Супруга мне наказывала, чтобы не беспокоил никогда своих детей, и я ей дал слово.
Говорят, что от судьбы не уйдешь, но заслуженный ветеран на судьбу и одиночество не жалуется. Пенсии хватает, продукты по заказу доставляет прямо к дому индивидуальный предприниматель. Когда он открыл свой холодильник, там было все, чтобы хорошо питаться. Из хозяйства – пять курочек. Удивил Фролович еще и тем, что держит огород в 20 соток, на котором выращивает картофель, помидоры, огурцы. Такому трудолюбию можно только позавидовать! А еще он в свое время был заядлым грибником, знал в округе все грибные места.
40 лет отдал Анатолий Фролович своей любимой почте. И с гордостью вспоминает о том счастливом времени.
Сегодня соберутся родственники, друзья, чтобы поздравить с 85-летием этого прекрасного человека. Живи еще долго-долго, наш дорогой человек!
Григорий ЩИГАРЦОВ
Фото автора