Минюст информирует: Общественно полезные услуги как форма сотрудничества государства и некоммерческих организаций
Необходимость и целесообразность взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций определяется тем, что государство и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции.
С 1 января 2017 года в законодательство Российской Федерации введено понятие некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг. В соответствии с п. 2.2. ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
В соответствии с п. 3 ст. 31.4. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» определены направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» установлены виды общественно полезных услуг, в том числе:
предоставление социального обслуживания в форме на дому, в стационарной форме, полустационарной форме;
услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;
деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов и др.
Возможность получения некоммерческими организациями статуса исполнителей общественно полезных услуг открывает для некоммерческих организаций большие возможности. Такие некоммерческие организации имеют право на приоритетное получение различных видов поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правовыми актами регионального и муниципального уровня.
По вопросу получения социально ориентированной некоммерческой организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг необходимо обратиться в Управление Минюста России по Брянской области.
В соответствии с п. 2. ст. 31.4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно-полезных услуг ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».