Антон Огнев: «Школа — это, прежде всего, любимые учителя…»
Пятого октября – День учителя. Даже когда ты уже давно окончил школу, всё равно в какой-то степени этот праздник затрагивает тебя, как бывшего школьника, потому, что школа – это основа всех навыков и знаний, это социализация индивидуума, в конечном счёте.
Я окончил Навлинскую школу №1 им. М. Горького. Шестнадцать лет прошло с той поры, а я помню неповторимую атмосферу нашей школы: её запахи, ее классные комнаты, её спортзал, класс музыки, черчения… Вспоминаю нашу традиционную линейку на День знаний. За все годы учёбы в школе на первое сентября была всегда хорошая погода. Всплывает в памяти задний двор школы, где проходили и проходят линейки, незабвенный директор Михаил Антонович со своей напутственной речью и вечные школьные хиты «Учат в школе, учат в школе» и «Школьная пора», звучавшие из старых, чёрных, хрипатых колонок.
Школа – это, прежде всего, любимые учителя, вот их хочется вспомнить. Они, наряду с основным учебным процессом, заложили в нас частичку себя. «Все зависит от личности учителя», – говорят, это верно. То, что дали нам учителя, как личности, прежде всего – это и есть фундамент. Что может сухой учебный процесс без личности преподавателя?!
Первый учитель. Нашим первым учителем, учителем начальных классов была Светлана Ивановна Кузнецова – добрый, интересный человек. Уж прошло двадцать два года с момента прощания с начальной школой, а я помню многие моменты из учебного процесса, жизни класса. Мне нравился её почерк, мне хотелось тогда, чтобы мой почерк был похожим на её почерк, он был для меня эталоном: в меру округлый, в меру вытянутый, ровный и спокойный. А Букварь и наши первые учебники – я до сих пор помню их иллюстрации, их характер.
Также вспоминается учитель рисования и черчения Николай Георгиевич Бобовский. Он заложил в меня те навыки, которые впоследствии переросли в творческое мышление. Он всегда говорил одну истину: «Рисовать – значит думать». Он показал приемы светотени в рисунке и многое другое. Конечно, на первый взгляд может показаться – зачем мне эти знания, я же не стал художником. Но то, что дали уроки рисования и черчения, мне ой как пригодились и в дальнейшем получении образования, и просто в жизни. Эти уроки не только указали путь к постижению того, что дарит изобразительное искусство, а именно к выработке у человека хорошего вкуса, но и дали то, что называется «пространственное мышление», а это уже благодаря черчению.
Напоследок хочется вспомнить, пожалуй, самого моего любимого преподавателя. Это учитель русского языка и литературы – Лилия Николаевна Широкова. Глубокий и мудрый человек. Мне посчастливилось (я тогда этого не понимал) учиться именно у этого преподавателя, по этой программе, где изучение русского языка было поделено на три учебника: «Теория», «Практика» и «Развитие речи». А ряд учебников Н. Коровина по литературе – это золото! Так у меня вышло в жизни, что все оставшееся время и силы после работы я трачу на творчество литературное: пишу стихи, тексты. Те знания, та любовь к русской словесности, к литературному русскому языку, привитые в школе Лилией Николаевной, дали сейчас для меня весьма неплохие всходы, я бы сказал, замечательные. Не говоря уже о том, что знание русского языка делает тебя русским, а знания, полученные на уроках литературы, делают тебя человеком вообще!
Уважаемые учителя, сердечно хочется вас поблагодарить за ваши труды, дай Бог вам здоровья, гармонии и счастья!
Участник клуба творческих людей «Озарение» Антон Огнев
На фото: в школьные годы