Недетские испытания
Сейчас, когда отмечается 75 годовщина освобождения района и области от немецко-фашистских захватчиков, почти ничто не напоминает о былой войне. Навля — цветущий, уютный посёлок, где жители мирно растят детей. Страшно представить, каково пришлось тем, чьё детство выпало на куда более суровое время. Иван Алексеевич Дурнин, наш земляк, в возрасте 10 лет оказался в гуще Великой Отечественной войны.
Родился Иван Алексеевич в селе Гололобово Навлинского района в 1931 году. Когда началась война, отец и брат Ивана ушли на фронт. В 1941 году в окрестных лесах появились партизаны. В посёлке Отрезок, который находился между Пролысово и Гололобово, базировался Ворошиловский партизанский отряд. Женщины и дети из близлежащих населенных пунктов не оставались в стороне, каждый помогал как мог. Мать Ивана пекла хлеб, а сам он, десятилетний мальчишка, возил его на лошади в Отрезок.
В 1942 году немцы стали ужесточать борьбу с партизанами и убивать всех, кого подозревали в содействии им. Село Гололобово сожгли, а всем оставшимся жителям пришлось бежать в лес. До конца войны Иван, его семья и другие селяне были вынуждены скрываться по лесам и спасаться от наступающих немцев. Вместе с партизанами отошли к Глинному, потом по Коломенскому большаку — в Суземский район, в деревню Чухраи — там перезимовали. Весной хозяйка попросила их уйти — боялась, что тоже пострадает за укрывательство партизан. И снова селянам пришлось уйти в лес. Они выкопали землянки в деревне Смелиж, которую позже нередко называли партизанской столицей. Возле Смелижа размещался штаб объединенных партизанских отрядов. Тут же находился партизанский госпиталь. А поле у деревни служило аэродромом. Иван Дурнин помнит, как с другом ходил на этот аэродром собирать гнилую картошку, а их засёк немецкий самолёт. По всему полю гонялся он за двумя голодными ребятами. Спасло мальчишек лишь то, что им удалось спрятаться в одну из ям, оставшуюся после бомбёжки. Какое-то время самолёт ещё покружил над полем, а потом улетел.
Тяжело ударила война по семье Дурниных. Отец Ивана погиб на фронте. Брат служил танкистом, вернулся контуженым, с многочисленными шрамами от боевых ранений. Но впереди предстояло ещё много трудностей: едва оправившись от войны, люди принялись восстанавливать разрушенное хозяйство.
Иван окончил Трубчевскую школу механизации, работал трактористом на Алешенской машинно-тракторной станции. Там же познакомился со своей женой, Анной Герасимовной. Родом она из села Хотылево. Ей тоже пришлось немало пережить. Перед началом войны отца Анны отправили поднимать бедный колхоз. Но выполнить порученное задание он так и не успел — едва его назначили председателем, как началась война. В боевых действиях он участия не принимал, работал в тылу и тайно поддерживал партизан. Но немцы как-то узнали о его подпольной деятельности и приговорили к расстрелу. А семья Анны с того момента стала заложницей фашистов и жила в постоянном страхе до самого освобождения. После окончания войны Анна переехала в Алешинку, где вышла замуж за Ивана Дурнина.
Когда пришло время, Иван 3 года отслужил в пограничных войсках. После возвращения выписал лес, построил дом в Алешинке. Трудно было строиться без помощи отцов, и у него, и у жены их отобрала война, но молодая семья с упорством преодолевала все трудности. После расформирования Алешенской МТС Дурнины перебрались в Навлю. Иван Алексеевич устроился работать водителем: сначала на Навлинскую МТС, потом в райком партии.
Уже 65 лет Иван и Анна Дурнины идут по жизни вместе, живут в мире и согласии, вырастили сына и дочь. Иван Алексеевич в середине сентября празднует не только Дни освобождения Навли и Брянщины, но и собственный день рождения. 13 числа ему исполнилось 87 лет. Пожелаем ему здоровья, долголетия и мирного неба над головой!
Екатерина НАБОКО
Фото автора