Единственная моя…
Василий Исаевич и Надежда Васильевна Галкины вместе уже полвека, а знают друг друга с ранних лет.
Они росли на одной улице, по одной дорожке бегали в школу. Когда по-настоящему понравились друг другу, теперь уже и не припомнят. Главное, что в своё время они смогли узнать свою любовь и сохранить её на долгие годы.
Улица Лесная в селе Салтановка полностью оправдывает своё название – её несколько домиков, в одном из которых живут наши золотые юбиляры, вплотную окружены лесом. Когда-то эта живописная часть села называлась деревней Зелепуговка. Дом Галкиных послевоенной постройки, но возведён он на том же самом месте, где когда-то стоял сожжённый немцами родительский дом Василия Исаевича. Хозяев я застала дома: глава семьи ремонтировал трактор, жена собиралась на огород — сажать под зиму чеснок. Ради нашей беседы они на время отложили дела. Через несколько минут мы уютно устроились на маленькой веранде, и я, затаив дыхание, заслушалась интересной историей моих новых знакомых об их нелёгкой и счастливой судьбе.
В 1941 году Василий должен был пойти в первый класс, но война на несколько лет отсрочила это радостное и долгожданное для парнишки событие. В отличие от Нади, которая была ещё младенцем, Вася хорошо помнит всё, что им выпало пережить во время немецкой оккупации. Его старший брат Владимир воевал на фронте, в бою был тяжело ранен и умер в госпитале, сестры Вера и Татьяна ушли в партизаны, а отца фашисты расстреляли в первые же дни после прихода в село. Мать с младшими детьми попала в число местных жителей, угнанных в эвакуацию в Курскую область. Там же оказалась и семья Нади.
Осенью 1943-го, сразу же после освобождения района, они вернулись в родную Зелепуговку и целых четыре года жили в погребе, рядом с пепелищем сгоревшего дома.
Отца Надежды Васильевны – фронтовика — тоже забрала война. Их четверых детей его жена вырастила в одиночку и ушла из жизни, когда Наде, самой младшей, едва исполнилось девятнадцать.
Много можно рассказывать о том, как невероятно тяжело жилось людям в послевоенные сороковые, пятидесятые годы. Как много, без скидок на возраст, они работали, чтобы возродить из пепла и руин свой родной край. Редко кто из молодёжи, особенно сельской, доучивался до аттестата зрелости. Ещё подростками парни и девушки трудились наравне со взрослыми, чтобы помочь семьям, потерявшим в годы войны свою защиту и опору, своих мужчин – отцов и старших братьев. Василий и Надежда этому яркий пример. Надя пошла работать в полеводческую бригаду после окончания пятого класса. В 1958 году в их хозяйстве построили пекарню и её взяли туда тестомесом. Семнадцатилетняя девчонка – маленькая, хрупкая — справлялась с мужскими нагрузками, таскала здоровые, тяжеленные мешки с мукой, вручную замешивала тесто. Потом её поставили мастером, но после смерти матери Надя на три года уехала к тёте на Украину. Там выучилась на повара, поработала по специальности, и ещё неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась Надина судьба, если бы Василий Галкин не позвал её домой. Оказывается он давно уже приметил себе в жёны эту милую, трудолюбивую, очень скромную и тихую девушку. Его искренние чувства нашли отклик в сердце избранницы, и она вернулась в родную деревню.
У Василия учёба тоже шла с перерывами. После семилетки пошёл работать трактористом в местный колхоз «Красное знамя», одновременно заканчивал восьмой класс в сельской вечерней школе. А потом у него будет заочное обучение в Трубчевском политехническом техникуме на отделении «Ремонт и обслуживание автомобилей» и три года срочной армейской службы во внутренних войсках МВД. Кстати, об армии Василий Исаевич рассказывает с удовольствием, об этом времени у него остались хорошие воспоминания. Даже будучи солдатом, ему посчастливилось заниматься любимым делом, так как служил он в подразделении техников и механиков, служба проходила интересно, были по-настоящему и памятные события. К примеру, В.Галкин в составе своего подразделения обеспечивал охрану Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва во время его визита в Киев в 1958 году. А ещё про нашего земляка писали газеты, когда он, только что перенёсший операцию в военном госпитале, спас жизнь другому солдату, пожертвовав ему для переливания свою кровь.
Демобилизовался Василий Галкин в 1960 году, вернулся в свой совхоз и, скорее всего, они с Надеждой сыграли бы свадьбу намного раньше, но его суженая, как уже рассказывалось выше, уехала учиться на Украину. К счастью, судьба разлучила влюбленных ненадолго, через три года они встретились, чтобы уже никогда не разлучаться.
— Потом мы ещё года три встречались, ходили в клуб на танцы и в кино, — рассказывает Василий Исаевич. — Почему так долго тянули со свадьбой? Да если б сразу поженились, нам бы просто было негде жить. А за это время я достроил вот этот дом и в 1967 году привёл сюда молодую жену.
Всю свою трудовую жизнь супруги Галкины посвятили родному селу: Василий Исаевич многие годы работал в совхозе, Надежда Васильевна до самого ухода на пенсию была поваром – вначале в совхозной столовой, потом – в детском саду. Как водится на селе, всегда держали на подворье большое хозяйство. Воспитали двух прекрасных дочерей. Старшая Елена – учитель начальных классов, живёт в Минске, младшая Светлана – экономист, обосновалась поближе к родителям – в Брянске. Дочери подарили отцу с матерью внука и трёх внучек. И уже есть правнук. Дети и внуки частые гости и помощники в родительском доме на улице Лесной.
В этом году Василий Исаевич отметил свой 82-й день рождения, Надежда Васильевна на шесть лет его моложе. Несмотря на солидный возраст, оба не сидят без дела: в собственном домовладении, во дворе, на приусадебном участке всегда хватает работы, и всё они ещё делают сами. Вот только вещи в стирку вынуждены детям отдавать: из-за отслужившего свой век и вышедшего из строя водопровода они и ещё несколько соседних домов на их улице несколько лет назад остались без воды. Хорошо у Галкиных свой транспорт есть – на нём воду из Салтановки и возят, да разве сильно много навозишься?.. А в распутицу или после снегопада по их грунтовке и вовсе никуда не выедешь.
— Не раз обращались за помощью и к своему сельскому главе, и к районному руководству, но нам объяснили, что замена водопровода на нашей улице включена в план на 2019 год, — сетуют супруги. – В нашем возрасте надо ещё дожить до этого. Пробовали сами бурить скважины – в трёх местах пробурили, и на 15 метров, и на 30, а всё без толку: вначале вода есть, а потом уходит. А без воды жить очень тяжело, просто невозможно, особенно пожилым людям – кроме нас здесь ещё несколько стариков живут, вернее – выживают…
Откровенный рассказ моих героев об их совместных радостях и горестях на долгом жизненном пути подходит к концу. Я с внутренним восхищением наблюдаю, как молодо блестят их глаза даже когда они говорят о серьёзных проблемах, с какой трогательной теплотой они смотрят друг на друга, как обмениваются улыбками и, ни разу не перебив, слушают и поддерживают друг друга в беседе. Никто из них ни разу не сказал о любви, но у меня уже не было сомнения в том, что это светлое, прекрасное чувство живёт в их сердцах.
— Чтобы интересно жить, надо работать, — делится собственным жизненным опытом Василий Исаевич, — когда занят полезным делом, тогда и силы появляются, и настроение, и чувствуешь себя моложе. А чтобы семья была крепкой, надо друг друга беречь, понимать, уважать. Мы с Надеждой Васильевной всегда всё делали вместе, никогда не делили домашнюю работу на мужскую и женскую. Я, бывало, и коров доил, и картошку к обеду чистил, если жене некогда. Она же у меня единственная, лучшая. Таких на свете больше нет…
Алла СОКОЛОВА
Фото автора