Губернаторские думы
Имеет ли чиновник высокого ранга право на эмоцию? Может ли жестко пройтись по тем, кто саботирует нужные для общества решения? Должен ли отходить от сухих цифр и формальных фраз, прямо без обиняков говоря о ситуации? Да, если радеет за свое дело.
Именно так — от сердца, с нервом в голосе, называя конкретные фамилии — говорил Александр Богомаз на внеочередном заседании Думы 7 марта. Досталось многим. Досталось по справедливости.
ПОДДЕРЖИВАЯ ИНИЦИАТИВУ
Собрать народных избранников в здании областного парламента в предпраздничный день 7 марта заставили два социально важных законопроекта.
Так, депутаты на внеочередной сессии поддержали законопроект о повышении пенсий неработающих пенсионеров, получающих пенсию не выше прожиточного минимума. Напомним, что о необходимости данной меры высказался Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию.
Брянские думцы поддержали поступивший проект Федерального закона № 657895-7 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам), внесенный Правительством РФ.
Решение будет направлено в комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Далее важному законопроекту предстоит пройти через федеральный парламент.
— Слова благодарности вам, Владимир Иванович, и всем депутатам, что так оперативно смогли обсудить и проработать на комитетах те вопросы, которые интересуют наших жителей, включая пенсионеров, получавших пенсию ниже прожиточного минимума, — сказал после голосования губернатор Александр Богомаз.
Впрочем, пользуясь тем, что депутаты со-брались на внеочередную сессию, глава области решил оперативно провести еще одну инициативу. А именно законодательно закрепить увеличение ежемесячного пособия родителям и вдовам военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов федеральной службы безопасности, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с 18000 до 25000 рублей.
Эта инициатива также нашла отклик у брянских депутатов, хотя озвучена была буквально за сутки до этого на встрече главы области с вдовами и матерями погибших героев.
Четыре года назад в Брянской области размер этой выплаты составлял всего 1000 рублей и не менялся аж с 2007 года.
— Мы вначале подняли до 3 тысяч, а через год — до 6 тысяч. Потом у нас была одна из встреч с молодежью, на ней ко мне подошел паренек и говорит: «Я хочу идти служить — а если меня убьют? Кто будет мою мать кормить?» Мы в прошлом году повысили эту выплату до 18 тысяч рублей. Сейчас поднимаем до 25 тысяч, но выхожу с инициативой, чтобы мы приняли закон и выплачивали в размере средней зарплаты по экономике. Сейчас она около 29 тысяч рублей. Так будет справедливо, честно и правильно, — сказал губернатор.
Цель понятна — защитить жен и матерей тех, кто защищает Родину, а самим защитникам дать уверенность в завтрашнем дне. Ведь эта выплата не будет «поедаться» инфляцией. Никакие
деньги, конечно, не могут компенсировать боль утраты, но достойная выплата — это тоже форма признания государством заслуги защитника.
ГОВОРИТЬ СО ВСЕМИ
Глава региона был настроен на серьезный разговор с со-бравшимися. Много тем, кото-рые (так или иначе) волнуют жителей области. Спусковым крючком стала тема мусорной реформы.
На предыдущей думской сессии депутат от КПРФ Степан Понасов посетовал, что к нему приходят с жалобами предприниматели, для которых плата за мусор выросла в три раза. Тогда губернатор дал понять, что тариф вырос для тех, кто раньше платил только за вывоз мусора, ни рубля не тратя на его утилизацию.
Оказалось, что власть не только услышала тогда депутата, но и стала действовать.
— Я после этого провел совещание, куда пригласил всех. Были и «Единая Россия», и ЛДПР. Была приглашена и Коммунистическая партия, но Степана Николаевича не было. Если были заняты, то могли бы кого- то прислать, — обратился к По насову губернатор. — Давайте обсуждать, но не на митингах, не зарабатывая себе дешевый авторитет. У нас с вами сейчас есть уникальная возможность сделать лучше для нашего населения.
О ГУБЕРНАТОРСКОЙ СТЕЗЕ
Тема мусора — важный, но частный случай. Александр Богомаз обратился к депутатам- единороссам, депутатам-оппозиционерам, общественникам, журналистам:
— Я не боюсь вопросов, потому что каждый из них хочу решить, потому что я здесь родился, здесь похоронены мои предки, мои дети живут, и внуки будут жить здесь, в Брянской области. Я не «залетный» чело-век. Хочу, чтобы у нас были лучшие дороги, лучшая медицина, лучшие жилищно-коммунальные условия и лучшая экология.
О том, что с коррупционерами в регионе борются и делают это эффективно, напоминало пустующее в президиуме кресло. Ранее его занимал заместитель председателя облдумы Юрий Гапеенко. Ныне Юрий Петрович сидит на гораздо менее удобной скамье — дело о взятке в 240 тысяч рублей слушается в Советском районном суде города Брянска.
— Обвинение требует назначить ему наказание сроком на 10 лет. Любого другого, кто попадется на коррупции, тоже ждет срок, — сказал губернатор.
Тему борьбы с коррупцией не раз затрагивал глава региона в своем выступлении, заставляя некоторых присутствующих нервно поправлять галстуки.
КОГДА НАСЛЕДСТВО — ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
Вспомнил глава Брянщины и про то, какое наследство ему до — сталось от предшественника, каких трудов ему стоило разгрести эти «авгиевы конюшни»:
— Из четырех лет работы в должности губернатора в первые два главной проблемой было, как заплатить долги. Я в 2015 году приходил на работу, и утро начиналось с новости, что счет арестован. Нужно было договариваться. Кто-то просто ждал, пока область им заплатит, как Гавричков, другие подавали в суд, который арестовывал счета администрации. Мы это уже прошли, напротив, сейчас даже досрочно гасим еще 2 млрд рублей коммерческих кредитов. Но надо понимать, что это каждодневная трудная работа с финансами. Вот можно было платить 1,2 млрд рублей на проценты, но мы будем платить всего лишь 80 млн, а сэкономленный 1,1 млрд можем потратить на те же спортивные объекты.
Впрочем, проблем от предшественников досталось немало. И если с теми же спортивными долгостроями действующая администрация разобралась, то с промышленными «прожектами» все гораздо сложнее:
— У нас многие побыли во власти по 20—30 лет. Помнят ситуацию с хлебокомбинатом на Брянске-2. У нас избыток хлебобулочных заводов, а мы за 2 млрд построили новый завод. Тогда все молчали, даже оппозиция. А ведь хлебозавод, который сегодня создает проблемы бюджету, можно было не строить. Там только налога на имущество 40 млн рублей. Или фабрика мороженого, которую построили, несмотря на то, что в стране перепроизводство мороженого! Мы говорим: пусть возьмет любой бизнесмен, но бизнес не берет. Пусть возьмут бывший губернатор или его зам. Возьмут и покажут класс, но не хотят, — развел руками губернатор.
А сидевший около меня коллега-газетчик сказал в полголоса: «Этот хлебозавод столько местных пекарень угробил! Скажи, кому надо вкладываться в производство, если понимаешь, через год заработает этот монстр, а ты разоришься!»
О МУСОРЕ НАПРЯМУЮ
Оказалось, что упомянут хлебозавод-гигант был не для красного словца. Губернатор от этого примера бесхозяйственного отношения к делу перешел к реалиям дня сегодняшнего. Пресловутую мусорную реформу в регионе можно развернуть на пользу и экологии, и жителям региона, и адекватным промышленникам.
— У нас есть уникальная возможность не строить завод для утилизации мусора, который стоит миллиарды рублей. У нас есть «Портландцемент», там есть патриоты Брянской области, которые понимают, что могут вложить туда 200—300 млн рублей, и тот мусор, откуда уже будут убраны железо, пластик, тяжелые металлы, можно сжигать как топливо без ущерба для экологии, — рассказал депутатам Александр Богомаз. — В течение месяца на каждом полигоне должен заработать мусоросортировочный завод. Как только его за — пустят, наш «Портландцемент» готов сжигать отсортированный утиль. На печи установят фильтры и другое оборудование на 200 млн рублей. Вот план дальнейших действий.
Александр Богомаз еще раз подчеркнул, чтобы все понимали: в мусорном вопросе позиция власти — сортировка и утилизация. При этом глава региона призвал и департамент природных ресурсов, и правоохранительные органы тщательно следить за соблюдением законодательства региональным оператором системы по обращению с твердыми бытовыми отходами — ОАО «Чистая планета».
— Сейчас регоператор сделал себе идеальную систему — они всех пересчитали, кто и сколько должен платить за мусор, куда его вывозить. Но будет больше свалок! А не должно быть больше свалок. Мусор, поступающий на полигоны, должен пересортировываться и утилизироваться, — отметил губернатор.
Александр Богомаз поделился с собравшимися подозрениями, что, возможно, в скором времени будет искусственно запущена волна народного недовольства по «мусорному» вопросу.
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
За последнее время оппозиционеры не раз пытались всколыхнуть Брянщину. Чего стоила только история с перинатальным центром. Один блогер и несколько «вечно недовольных оппозиционеров» в прошлом году подняли огромный, как теперь модно говорить, «хайп», что, мол, в перинатальном центре умирают дети. Да, в основе была трагедия женщины, потерявшей ребенка. Но этот случай был преподнесен так, будто преднамеренно в брянском перинатальном центре гробили младенцев. Интернет-сообщество с лицемерной подачи блогера заочно
приговорило и линчевало и врачей, и медсестер, которые оказались «не богами». Однако вытаскивать с того света почти всех младенцев у медиков брянского перинатального цен-тра получается.
— У нас сегодня детская смертность по области — 4 человека на тысячу родившихся, а было
— 12! Но ведь все молчали, всех все устраивало. Сегодня из 45 младенцев, которые в прошлом году умерли, 5 приходится на перинатальный центр, — констатировал Александр Богомаз.
— А где наша «общественность»? Ау?! Где оппозиция?! Почему не требуете от губернатора, чтобы все роженицы доставлялись в перинатальные центры — в Брянск или Клинцы, где есть условия XXI века? Почему рожают в Суземке, Стародубе? Например, в прошлом году в одном из районов родилось 60 детей — 1 умер, получается, младенческая смертность — 18 человек на 1000!
Было видно, что эта тема сильно задела главу региона. Дело далеко не в цифрах. Он- то знает, каково это — потерять ребенка. Отчасти этим и продиктовано то внимание, которое Александр Богомаз уделяет развитию региональной медицины, оттого и предлагает различные меры, чтобы в больницах появлялось современное медоборудование, а на село приезжали молодые медицинские кадры.
— Как можно развивать медицину, не имея врачей? А у нас сегодня 20% медиков старше 60 лет. Вот поэтому мы приняли программу о выделении 1 млрд рублей на приобретение жилья для специалистов. Я сам когда- то приехал в деревню с группой в 120 молодых специалистов, уехали только 8. Мы даем жилье на 10 лет, ну, может, уедет 5%, а остальные обрастут друзьями, семьями и останутся, — сказал губернатор.
ОБЛАСТЬ ДЕЛАЕТ ДОРОГИ
Глава региона был настроен пройтись по каждой теме, которая волнует жителей Брянщины и на которой некоторые пытаются заработать «политические очки». Одна из них — дорожный вопрос. То, что дорог делается больше и они качественнее, — очевидно. То, что одним махом покрыть асфальтом всю дорожную сеть невозможно, — тоже. То, что на дорогах по весне образуются ямки и трещины, — понятно любому неспециалисту. Но каждый год «вечно недовольные» поднимают крик по поводу того, что дороги в ужасном состоянии. Не стал исключением и текущий год.
— Давайте по дорогам тоже соберемся с нашей оппозицией и разберем вопрос, — предложил губернатор. — В 2015 году в Унече вся дорога со снегом сошла. Проспект Станке Димитрова (2,4 км) за огромные деньги 8 лет назад сделали. И он уже весь развален! А мы за прошлый и позапрошлый годы проспект Московский — 7,2 км
— за 170 млн сделали, и это притом, что битум подорожал в 5 раз, щебень — в 2 раза. А квадратный метр асфальта в десятки раз дешевле! Надо взять Понасова, Антошина, «Единую Россию», думский комитет, общественников и съездить посмотреть на одну дорогу, потом на другую. Или возьмем, например, мост в Бежицу, который был построен за 260 млн рублей. Можете найти выступление тогдашнего брянского мэра Смирнова в БГТУ. Он объяснял, что меньше чем за миллиард рублей невозможно построить, будем ждать денег, в идеале — 2,5 млрд.
Почему раньше запрашивались такие деньги, секрет Полишинеля: некие лица, наделенные властью, ждали от-катов, накручивали цены за счет фирм-прослоек. В итоге дороги для бюджета выходили дорогими, а через несколько лет превращались в «танкодромы». Устранив
коррупционный фактор, область стала вводить в эксплуатацию больше дорог: в прошлом году — 510 км, а при прежних «властителях» не дотягивали и до «сотки».
ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ РЕАЛЬНЫМИ ДЕЛАМИ
На протяжении всего выступления глава Брянщины Александр Богомаз пытался донести простую мысль — заниматься надо реальными делами, а не пустозвонством. Игры в политику, конечно, тоже вещь необходимая, но они не должны вредить общему делу — улучшению жизни населения Брянской области. Главное, браться за дело всем вместе, не размежевываясь по партийной принадлежности, не меряясь амбициями.
— Давайте все вместе будем заниматься делами, тогда у нас будут и хорошие дороги, и детские сады, и ледовые дворцы, и люди будут жить хорошо, — отметил Александр Богомаз. — Мы с вами закладываем основу будущего!
Г. АЛЕКСАНДРОВ.
«Брянский рабочий» № 10 от 14.03.2019