О работе с первоклассниками рассказала педагог Навлинской основной школы Людмила Стручкова
Сегодня наш разговор с учителем начальных классов Навлинской основной школы Людмилой Николаевной Стручковой. И, пожалуй, фраза из старой песни «Нынче в школе первый класс вроде института…» будет как никогда актуальна, поскольку программа обучения со времен родителей нынешних первоклассников усложнилась. Как подготовить ребенка к первому классу, стоит ли ругать за оценки и нацеливать только на пятерки, нужно ли нанимать репетитора и многие другие вопросы, которые волнуют родителей. И давно известно, что родители первоклассников выбирают не школу, а первую учительницу. Ведь именно от того, в чьи руки попадет ребенок, во многом будет зависеть его учеба в школе.
— Людмила Николаевна, первый класс — сложный этап в жизни маленького человека. Он переходит на следующую образовательную ступень — из детского сада в школу. У многих родителей возникает закономерный вопрос: как подготовить ребенка к этому новому периоду, настроить на учебу, помочь?
— Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем родители могут помочь ребенку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, в торговых центрах, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро», – и собирайтесь в школу без суеты.
— Есть и другая проблема — когда ребенок настолько подготовлен к школе, на уроках в первом классе ему становится скучно: он уже многое знает.
— Есть родители, которые так стремятся подготовить ребёнка к школе, что начинают водить его к репетиторам. Приходит такой ребёнок в школу. И что? «Мама, мне в школе ску-у-учно». Конечно, скучно. Он же всё знает. В чём основной минус такой подготовки к школе, кроме того, что ребёнку скучно? У ребёнка не возникает интерес к учёбе. Поэтому так важно, чтобы новое первоклассник узнавал в школе.
— В первом классе обязательно задавать домашнее задание?
— В первом классе обязательное домашнее задание задавать нельзя. Учитель может рекомендовать сделать несложное задание, но дети выполняют его по желанию. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.
— Что касается оценок: в первом классе учителя поощряют детей смайликами, звездочками и т.д. Это их стимулирует?
— В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
— Как выстраиваете сотрудничество с родителями? Ведь не секрет, что есть родители, которые очень болезненно воспринимают замечания, требования к своему ребенку?
— Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Как пишет великий русский педагог В.Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
— В чем, на Ваш взгляд, черпает силы современный учитель?
— Современный учитель – это человек, который всю жизнь учится сам. Который черпает силы в своей работе. Делает работу так, как хочет, чтобы в будущем жила его страна!
Беседовала Марина ПУЧКОВА