Судьба дала возможность стать учителем

05 октября 2020

Накануне Дня учителя состоялась моя беседа с человеком, который свою жизнь посвятил одной из самых сложных, на мой взгляд, профессий, требующей неиссякаемой энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям, учителем начальных классов Навлинской средней общеобразовательной школы им. Т. Степановой Еленой Георгиевной Черновой.

— Елена Георгиевна, расскажите немного о себе.
— Родилась и выросла в селе Соколово. В нашей династии нет учителей. Я первая! 1 сентября исполнилось 30 лет моей педагогической деятельности. В детстве я не мечтала связать свою жизнь с этой профессией, хотя играла в школу. То я хотела быть медсестрой, то бухгалтером. Благодаря учителям, у которых я училась, выбрала профессию педагога, мне так хотелось быть похожими на них. До сих пор я с глубоким чувством признательности и уважения вспоминаю своих учителей!
Главное, что я сейчас не представляю себя в другой профессии. Я люблю свою работу и очень рада, что судьба дала мне такую возможность называться замечательным словом «учитель».
— В чем особенность работы педагога начальных классов?
— Я всегда хотела работать именно с маленькими детьми. Считала, что с ними интереснее и учитель начальных классов — это тот человек, который вводит ребенка в страну знаний. Они приходят к тебе немного растерянные и испуганные, неорганизованные, с разными начальными знаниями и умениями, но с безграничным доверием. Авторитет учителя для них безупречен. От нас зависит, насколько комфортно будет ребенку в школе, как он вольется в коллектив и его успешность в целом.
— А помните ли вы своего первого учителя? Ведь именно первый учитель запоминается на всю жизнь.
— Самые теплые и трогательные воспоминания! Сколько приятных моментов связано с тем временем. Только позже, сама став учителем, поняла, сколько сил и терпения нужно для того, чтобы воспитать в своих учениках всё самое лучшее. Силакова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов до сих пор учит малышей в родной Соколовской школе. И сейчас, когда я встречаюсь с Татьяной Васильевной, я чувствую её поддержку и понимание, как и много лет назад…
— Ваш первый день в качестве учителя? Почему пришли работать в Навлинскую школу №2?
— Во вторую школу попасть было непросто. Но мне посчастливилось: была вакансия учителя начальных классов. Меня приняли на работу только после показа директору выписки из зачетной ведомости. Придя в школу, я окунулась в удивительный по насыщенности, по обилию радостных эмоций, сомнений и тревог мир. И вот -1 сентября, 2 «г» класс. Тревожно! Как примут? Вошла в класс и увидела детей, открытых для общения. Сразу успокоилась. Вместе с ними училась и сама.
— Есть ли в Вашем подходе к учебе какие-то свои приемы?
— У каждого учителя есть приемы, чтобы заинтересовать детей. У нас это называется «создание проблемной ситуации». Учитель – режиссер своего урока. Самое главное – не объём выполненных заданий, а эффективность от проведенного урока. Насколько ваш ученик продвинулся в своём развитии. Очень важно помочь ребенку раскрыться, особенно если он очень застенчивый. Для каждого находишь свои приемы: кого-то надо похвалить, пусть даже за маленький пустяк, но он сделал шаг вперед и это важно, другому поручить выполнить ответственное задание, придав ему значимость, вселяя уверенность, а кому-то нужен и строгий взгляд.
— Работа с детьми – нелёгкий труд, ведь каждый ребёнок – уникальная личность. Как вам удаётся налаживать контакт с учениками, их родителями?
— Мои отношения с учениками строятся на уважении друг к другу.
Родители – мои главные помощники. Всегда готова оказать поддержку, помощь и дать добрый совет.
— Что, на Ваш взгляд, влияет на успешное обучение ребёнка в школе?
— Большое значение имеет отношение родителей к образованию ребёнка. Как и когда начать подготовку к школе — это индивидуальное решение каждого родителя. Главное – не навредить. Всё в меру. Не стоит перегружать ребенка знаниями. И последние годы мы наблюдаем такую тенденцию: в первый класс приходят дети, уже умеющие читать, считать. Это хорошо и правильно. Но не это должно быть на первом месте. Для начала ребенка нужно научить самостоятельно работать, слушать, думать, отвечать на заданные вопросы. Это гораздо сложнее. Не забывать уделять внимание развитию руки. Если ребенок не умеет правильно держать в руке карандаш, раскрашивать, его будет трудно научить писать. И еще очень важный момент- родителям надо научить ребенка себя обслуживать: например, завязать шнурок на ботинке, застегнуть куртку, надеть шапку и т.д. Если у ребенка есть логопедические проблемы, их желательно устранить до начала обучения в школе.
— Остается ли у Вас время на личную жизнь? Увлечения, как любите отдыхать?
— Очень люблю заниматься цветоводством и получаю от этого удовольствие. На своём участке стараюсь разнообразить клумбы новыми сортами цветов. Когда всё расцветает, обязательно фотографирую, а зимой любуюсь, вспоминая о лете. Считаю, что педагогу просто необходимо уметь отвлекаться от работы.
— Как вы относитесь к использованию смартфонов и планшетов не только на уроках, но и в повседневной жизни, особенно, когда дети заменяют «живое» общение виртуальным?
— Использование смартфонов и планшетов в повседневной жизни привело к трудностям в живом общении. Дети не должны сидеть в телефонах, а должны общаться друг с другом, двигаться, вести подвижный образ жизни. В школе мы с ребятами договорились, что телефоны не достаем вообще. Только если вам кто-то звонит или нужно позвонить. На переменках выручают настольные игры. А дома должны следить родители…К сожалению, многие родители предпочитают дать в руки планшет малышу, лишь бы он был чем-то занят и не мешал ему заниматься своими делами. Это в свою очередь приводит и к отдалению друг от друга взрослого и ребенка.
— Не могу не задать вопрос, в условиях угрозы коронавирусной инфекции пришлось перейти на дистанционный формат обучения. Плюсы и минусы, на Ваш взгляд, такого обучения?
— Да, пандемия внесла коррективы в нашу привычную школьную жизнь. Как оказалось, к этому были не совсем готовы. Не было достаточного опыта работы в дистанционном режиме. Трудности у всех были: разные технические возможности, доступ в интернет. Общаясь в чате, понимаешь, как важен живой контакт, чтобы убедиться, насколько твой ученик усвоил объяснения, справляется самостоятельно с работой. Для учителя важно видеть глаза детей. Была и другая сложность, касающаяся семей, в которых не один ребенок — школьник и надо было в одно и тоже время использовать один компьютер, потому что в семьях технические возможности ограничены. Но я бы выделила один плюс: появление интересных учебных платформ, которые мы, учителя, можем дополнительно использовать в обучении.
— В этом году у Вас вновь первый класс. Какие они, Ваши подопечные?
— 14 замечательных мальчиков и 10 очаровательных девочек. Они активные, любознательные, доброжелательные и отзывчивые. Но самое главное, что все хотят учиться на 5+, а моя задача – раскрыть их способности и помочь.
— Что, по Вашему мнению, главное в профессии учителя? Ваше жизненное кредо?
— Самое главное в профессии учителя – это искренне любить детей, быть хорошим психологом и уметь научить ребёнка тому, что знаешь сам. Мой жизненный принцип: «Работать так, чтобы получать от работы радость и удовлетворение».
— Какие три совета Вы могли бы дать своим коллегам? Родителям?
— Работая с детьми, чаще вспоминайте себя в детстве, тогда легче будет понять ребёнка. Помните – каждый ребёнок индивидуален. Всегда найдите то, за что можно похвалить ребёнка. А родителям хочу посоветовать, чтобы ничего не делали за ребёнка, а делали вместе с ним.
— Что бы Вы хотели пожелать педагогам в День учителя?
— Уважаемые мои коллеги! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! Я всем желаю успешного и плодотворного учебного года в очном формате. Здоровья, вам крепкого, семейного благополучия, достатка, уважения учеников и понимания родителей.
— Спасибо за интервью.
Марина КУПРИНА

Еще по теме:

25 октября 2020, 08:44
Профессия не для ленивых
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Картина дня
23 октября 2020, 16:10

Побывали на кукурузных полях в трех районах

20 октября в трех районах Брянской области: Севском, Брасовском и Навлинском побывали и.о. заместителя Губернатора Брянской области Б.И. Грибанов, директор департамента сельского хозяйства В.В. Ториков, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.Е. Ториков, заместитель председателя Брянской областной Думы В. М. Пронин, депутаты Брянской областной Думы. Они посетили ведущие хозяйства районов по возделыванию и уборке кукурузы на зерно.

11 октября 2020, 09:12

Иван Цыбанков: «Здесь дышится совсем по-другому»

Несколько лет назад многие сельские жители отказались от ведения своего хозяйства, уехав в город. Но остались люди, всей душой преданные родному краю, которые не представляют деревенскую жизнь без своего хозяйства и работы на земле. И своей жизнью в трудах и заботах они счастливы и довольны. Благодаря им глубинка живет и возрождается. С таким хозяином земли, Иваном Васильевичем Цыбанковым, мне предстояло встретиться.

9 октября 2020, 09:28

Работаем на перспективу

Полувековой юбилей отметил в первых числах октября коллектив АО «Навлинский завод «Промсвязь». Приказ о его создании был подписан 50 лет назад, 1 октября 1970 года, генеральным директором фирмы «Оргсвязьмеханизация» Министерства связи СССР. И именно с этого дня начинается история становления масштабного предприятия района.

5 октября 2020, 08:35

Судьба дала возможность стать учителем

Накануне Дня учителя состоялась моя беседа с человеком, который свою жизнь посвятил одной из самых сложных, на мой взгляд, профессий, требующей неиссякаемой энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям, учителем начальных классов Навлинской средней общеобразовательной школы им. Т. Степановой Еленой Георгиевной Черновой.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации