Е. Сорокина: «Логопед – это специалист, который не только исправляет речь»

14 ноября 2020

Наша речь, также как и слух, обоняние, внешность, влияет на восприятие нас окружающими. Поэтому многие родители уделяют тому моменту, как говорит их ребенок, пристальное внимание. А если есть проблемы с речью, то ими занимается такой специалист, как логопед. На вопросы о своей работе отвечает логопед-дефектолог, мама троих детей, Елена Сорокина.

— Елена Николаевна, расскажите, как Вы пришли в эту профессию?
— По специальности я фельдшер, закончила Брянское медицинское училище. Долгое время работала в больнице, в частной клинике медсестрой. Ну а потом мне захотелось личностного развития, медсестра, все-таки, узкий профиль. И стала думать, куда же я хочу и чем бы мне заняться. Но медицина меня не отпускала, и я стала искать смежные профессии, чтобы остаться в этой сфере. И вот путем поисков пришла осознанно к решению, что это будет логопедия. Поступила в Брянский государственный университет на специальность «дефектологическое образование», профиль — логопедия. Окончив обучение, я с головой окунулась в эту профессию. Занимаюсь со сложными детками, чтобы разбираться в их проблемах и помогать им. Когда изначально пришла в детский сад №3, где работаю по специальности, детки, которые имеют сложные проблемы с речью, сами стали тянуться ко мне. А мне очень нравится им помогать и находить пути решения их проблем. Наверное, это профессия выбрала меня, а не я ее.
— Чем занимается логопед?
— По моему мнению, эта профессия в наше время имеет очень разностороннее значение. Это не только просто ребенку поставить букву «р» и подправить речь. Сейчас очень много деток, у которых наблюдается отсутствие речи. И это связано также с медициной: сложная беременность, сложные роды, это все взаимосвязано и сказывается в дальнейшем на ребенке. Бывает и по-другому, роды прошли хорошо, а потом ребенок заболел, подхватил инфекцию, и это тоже может сказаться на его речи. Это может быть и физиология – допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата. То есть, все не просто так. Вот не говорит ребенок, ну не говорит, потом, как все заговорит. Нет, всегда есть причина, и моя задача помочь разобраться в ней и выйти на хороший результат.
— Есть ли какие-то критерии, стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка?
— Если вашему малышу исполнилось три года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к логопеду! Необязательно, чтобы малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым произношением. Достаточно, чтобы он, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова. Ну и как только маму что-то забеспокоило, то стоит также обратиться к логопеду. Чтобы родители с ребенком пришли на консультацию, и специалист мог отследить, правильно ли идут все этапы развития.
— В каком возрасте, если есть проблемы, стоит начинать заниматься со специалистом?
— Мое мнение такое, что нужно консультировать и смотреть деток с трех лет, а не как раньше — с пяти. Потому что на практике я вижу, когда ребята приходят в пять лет, то уже бывает поздно решить проблему и это затягивается на долгое время. В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.
— Сколько нужно занятий, чтобы добиться результата?
— Может потребоваться от одного занятия до года и даже больше, в зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Кому-то достаточно и одного занятия, чтобы правильно поставить букву «р», а кому-то нужно несколько занятий для этого. Но это, когда речь идет о звуках, когда же мы говорим об отсутствии речи, то здесь совсем другое время нужно — в среднем два года занятий.
— Какие программы, приемы используете в работе с детьми?
— Конечно, это классические приемы, ну и с развитием интернета можно найти и эксклюзивные методики, а также разрабатывать самим. Стараюсь в работе использовать все самое новое и современное. Например, межполушарное взаимодействие – это такая методика, при которой не только запускаются в работу звуки, но и симметрично работают оба полушария мозга ребенка. Таким образом, разрабатывается такая игра, чтобы малыш работал сразу двумя руками.
Если ребенок пришел с отсутствием речи, то мы должны не только запустить ему речь, но и давать ему игры на внимание, мышление, на память, на логику. И все это работает только в таком вот тандеме. У меня трое детей в семье, и все новое я осваиваю на них, что-то добавляю, что-то корректирую. Поэтому дома огромное количество пособий: все логопеды немножко страдают этой «болезнью», мы очень любим разные методики, постоянно их меняем. А вообще, в умелых руках любой предмет превращается в логопедическое пособие.
Еще одно нововведение, которое я освоила – это логопедический массаж. Он дает действительно потрясающий результат.
— Трудно ли работать со сложными детками, и какими качествами должен обладать специалист этого профиля?
— Абсолютно не трудно, и не сложно, и не в тягость. Именно с маленькими детьми больше люблю работать. Я разрешаю называть меня на «ты», потому что мы с ними друзья, и такое отношение вызывает доверие, они больше становятся открытыми для общения. Если какие-то методы не работают на занятиях, значит надо найти другие. Качества… Я бы назвала три основных – любить детей, без этого можно в профессию даже и не пытаться идти, если нет желания с ними заниматься, играть; коммуникабельность – умение переключаться быстро с одного на другое занятие и что-то придумывать на ходу; терпение – его нужно очень много. Даже сами родители, оставаясь на занятиях, удивляются: «Откуда у вас столько терпения? У нас самих его не хватает дома, чтобы заниматься с ребенком». Поэтому я вам говорю — общайтесь со своими детьми, разговаривайте, рисуйте, загадывайте загадки. И главное – любите своих детей!
Беседовала Ирина БУРЦЕВА
Фото из архива детского сада №3

Еще по теме:

27 ноября 2020, 13:41
Скоро Новый год!
27 ноября 2020, 11:25
Я ношу маску. А ты?
Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Картина дня
27 ноября 2020, 13:36

Матерей,  сыновья которых погибли, выполняя свой воинский долг в горячих точках нашей страны, поздравили с праздником

Сегодня, 27 ноября, в канун Дня матери по поручению главы администрации Навлинского района, секретаря местного отделения партии «Единая Россия»  Александра  Прудника с праздником поздравили матерей,  дети которых  погибли, выполняя свой воинский долг в горячих точках нашей страны. Ирине Александровне Никитушкиной, Нине Николаевне Седых, Альбине Васильевне Чеснаковой и Ольге Яковлевне Саранчук были вручены благодарственные письма за достойное воспитание сыновей, цветы и подарки.

27 ноября 2020, 10:22

Михаил Фокин награжден памятным знаком

Вчера,  26 ноября, в областном центре  чествовали волонтеров Брянщины. Почётным памятным знаком Общероссийской акции «Мы вместе» награждали брянских добровольцев, им вручили памятные медали и грамоты Президента России. В нашем поселке также есть неравнодушные жители, вклад которых в общее дело очень значим. Сотруднику Комплексного центра Навлинского района Михаилу Фокину также вручили грамоту от Росмолодежи за хорошую работу волонтера в период пандемии коронавируса.

23 ноября 2020, 10:51

Пора браться за лопаты

Еще неделю назад в поселке было чисто и сухо, но выпавший в прошедшую субботу снег одновременно и обрадовал, и озадачил  навлинцев, успевших свыкнуться с фактом, что зима может быть и без снега, как в прошлом году. Снега выпало столько, что за его уборку принялись не только дорожники, но и сами жители. Взявшись за лопаты, стали очищать дворы, детские площадки, проезды для машин. Детвора с удовольствием достала санки, а кто-то в парке решил проложить и первую лыжню. А чтобы не прекращать тренировки, любители бега расчистили дорожку вокруг спортивной площадки. Как они утверждают, занятия в зимнее время укрепляют иммунитет и закаливают организм, уменьшая вероятность простуды.

22 ноября 2020, 08:45

Без знаний нет специалиста

Сегодня, наверное, нет такой профессии, у которой отсутствовал бы свой день профессионального праздника. И психолог - не исключение. Причем, в наше стремительное время, когда все сложнее самим справляться с непростой ситуацией, обрести душевное спокойствие и гармонию со своим внутренним, а затем и внешним миром, одной беседы «по душам» с другом или подругой оказывается недостаточно, проблемы помогает решить профессиональный специалист. И мое повествование о Людмиле Чурковой.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации